Sub_Class with id 258 does not exist
Луганська обласна військово-цивільна адміністрація (стара версія) Календар подій Георгий Береговой. 90 лет
Луганська обласна державна адміністрація
| |


ГоловнаЛист адміністратору Веб-сервераКарта сайту

Гаряча лінія
Гаряча лінія
Довідник посадовців
Телефонний довідник
ОпитуванняОпитування

Сьогодні: середа, 20 листопада 2024

Луганська обласна військово-цивільна адміністрація (стара версія)Календар подій
Георгий Береговой. 90 лет

 

В апреле исполняется 90-лет со дня рождения Г.Т.Берегового, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза.
 
Магия чисел
 
Георгий Тимофеевич родился в Украине, на Полтавщине за сорок лет до полета в космос Юрия Гагарина – 15 апреля 1921 года. Детство и юность прошли в Енакиево, там увлекся авиацией, попал в аэроклуб ОСОАВИАХИМ. Стальные крылья дали ему в Ворошиловграде, в школе летчиков ВВС №11, больше известной под названием ВВВАУШ имени Пролетариата Донбасса. На документе об окончании учебы стояла дата: 25 июня 1941 года.
 
Георгий Тимофеевич вспоминал: «...война застала меня в Луганском летном училище — на «бомберах». Казалось бы, чего лучше: собирай чемодан — и на фронт! Но моего мнения, конечно, никто не спрашивал, и я получил назначение в разведывательный полк, где на дюжину летчиков приходились одна-две машины, а право на вылет чуть ли в лотерею не разыгрывали. Кругом черт знает что творится: фронт растянулся почти на три тысячи километров, немцы рвутся к Москве, а мне, молодому, здоровому парню, налетавшему к тому же около сотни часов в воздухе, приходилось торчать на полупустом аэродроме, ждать очереди!..».
 
А ровно через 24 года – день в день! – после того, как гвардии капитан Береговой «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» был удостоен золотой звезды Героя Советского Союза, совершил старт в космическое пространство. Это событие произошло 26 октября 1968 года.
 
Не стало Георгия Тимофеевича 30 июня 1995 года – герой войны все-таки успел отпраздновать 50-летие Великой Победы.
 
Его ИЛ-2 трижды горел, трижды пилот возвращался в строй – на счету 186 боевых вылетов. В 1940-50 годы Георгий Береговой трижды садился за парту: сначала по программе за 9-10 классы средней школы, потом высшие офицерские курсы, и, наконец, академия военно-воздушных сил. За пределы земного притяжения полетел в звании полковника с тремя звездами на погонах, причем на корабле «Союз-3». Последняя книга Г.Т.Берегового называется «Три высоты». Летчик-штурмовик, летчик-испытатель, летчик-космонавт - три цели, которые он в разное время поставил перед собой, три высоты, которыми овладел, совершенствуясь в избранном раз и навсегда деле. А пламенный мотор вместо сердца, как пелось в довоенном марше, вложили подвиги Чкалова и Ангелиной, Громова и Стаханова, Каманина и Расковой.
 
В продолжение темы о счастливом стечении обстоятельств или магии чисел. Номер первой медали героя – 2271. Если последовательно сложить цифры, в результате получится 12. Вторая звезда, полученная им на 48-ом году жизни, имела также номер 48, что в сумме слагаемых опять же 12. Космонавт СССР № 12. Береговой родился раньше всех из людей, побывавших на орбите и на протяжении 27 лет (1968 - 1995) являлся «старейшим» по возрасту космическим землянином.
 
С 1972 по 1987 г. – начальник Центра подготовки космонавтов. Из других наград и званий – лауреат Государственной премии СССР (1981) и почетный гражданин ряда городов Украины, России и Болгарии: Енакиево, Луганска, Винницы, Калуги, Плевена и Сливена.
 
В 1974-1989 годах Георгий Тимофеевич был депутатом Верховного Совета СССР 8-10-го созывов. Вёл большую общественную работу. Нынешний Президент Украины В.Ф.Янукович стал его помощником и доверенным лицом.
               
Георгий Береговой в Луганске
 
Из воспоминаний однокашника космонавта по летному училищу майора в отставке Пантелея Мартынова: «…Было это 17 апреля 1939 года, - вспоминал ветеран. - Тогда мы с Георгием впервые поднялись в небо. Краем глаза слежу за курсантом. Даже через стекла окуляров вижу радость в глазах у юноши. Спрашиваю по переговорному устройству: «Как самочувствие?» Вместо ответа Георгий поднял вверх большой палец, мол, замечательно! А через две недели, в первых числах мая, я провожал своего воспитанника в первый самостоятельный полет. Волновался я тогда, наверное, не меньше, чем курсанты. И вот взмах флажка, звук мотора. Самолет Берегового оторвался от земли. Постепенно я успокоился, увидел, что машина попала в надежные руки. Георгий смело выполнил полет по кругу, неплохо посадил машину…».
 
А  23 мая 1970-го луганские газеты вышли с материалами о пребывании уже летчика-космонавта Георгия Берегового в областном центре.  «Программа» двухдневного визита, по информации газет, выглядит следующим образом. Утром 22-го самолет из Донецка приземлился на аэродроме ВВВАУШ, школьники городка штурманов, по свидетельству очевидцев, преподнесли летчику-космонавту цветы. Корреспонденты и здесь поспели: «Наш гость – герой космоса». Если верить газете, «сотни людей собрались на площадь возле клуба училища на торжественный митинг.
 
Открыл его начальник Герой Советского Союза генерал-майор М.А.Лашин». С ответным словом выступил Береговой. Затем состоялась встреча с курсантами и преподавателями, знакомство с учебными классами, аудиториями, с техникой. В курсантском общежитии, где был оформлен уголок, посвященный герою, также побывал Береговой. По традиции в галерее звездных братьев училища командир «Союза-3» оставил автограф на своем портрете.
 
Днем гость уже в тепловозосборочном цехе завода ОР – опять митинг. Особую миссию доверили женщине. Электромонтажница Антонина Лигус попросила Берегового дать согласие стать почетным членом бригады П.Я.Мостипатенко. Предложение с благодарностью принято. После чего летчику-космонавту дали «порулить» тепловозом. Вечером следующего дня в ДК имени Ленина состоялась последняя встреча – с молодежью города. Под занавес зампред горисполкома С.И.Пирогов зачитал решение исполкома о присвоении Г.Т.Береговому звания Почетного гражданина Ворошиловграда с вручением ему диплома и ленты.
 
Космические тепловозы
 
В музее холдинговой компании «Лугансктепловоз» хранится фото Берегового в тепловозосборочном цехе, и его автограф, оставленный 22 мая 1970 года на открытке с видом памятника Борцам революции. Как оказалось, связь людей космической отрасли с Луганщиной была куда более тесной, нежели нечастые наезды звезд орбитальных полетов.
 
Дело в том, что завод с 1965 года создавал и изготавливал тепловозы специального назначения. В документах они проходили как средства тяги для вывоза из монтажно-испытательного корпуса к стартовой площадке на космодроме Байконур тяжеловесных космических ракет–носителей нового поколения. Речь шла о ракетах серии «Союз». С этой целью при заводе в составе СКО было организовано бюро. Базовой машиной стал серийный тепловоз ТЭ3. Для обеспечения целого ряда требований необходима была значительная его доработка, с чем заводчане с успехом справились. Уже в 1966 году партия тепловозов с индексом ПТЭ3 прошла испытания и была передана на космодром в эксплуатацию в составе космического комплекса…
 
В октябре 2004 года пришло благодарственное письмо от президента Федерации космонавтики России на имя гендиректора АО «Лугансктепловоз» В.П.Быкодорова. в нем говорится: «Тепловозы Луганского (Ворошиловградского) тепловозостроительного завода осуществляли исторические вывозы на стартовые комплексы космодрома «Байконур» ракет-носителей. Это – «Спутник» с первым искусственным спутником Земли в октябре 1957 года, «Восток», выведшей на орбиту космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом Ю.А.Гагариным в апреле 1961 года, синхронизированными тепловозами типа ПТЭ–3, сверхтяжелой ракеты-носителя «Н-1» в 1968 году…»
 
Именно эта Н-1 была той ракетой, которая первоначально предназначалась для вывода на околоземную орбиту 75-тонной орбитальной станции с перспективой обеспечения сборки тяжелого межпланетного корабля для полётов к Венере и Марсу. А как ближайшая цель – участие в так называемой лунной гонке. Программу, как известно, закрыли в 1974-ом. Перед заводом ОР поставили новую задачу: создание средств тяги для боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК). А уже в начале 80-х поступил еще один заказ – на средство транспортирования по космодрому «Байконур» многоразовой ракетно-космической системы «Энергия» с орбитальным кораблем «Буран».
 
«Оба эти проекта – военного и мирного космоса, - требовали решений, не имеющие в практике аналогов. Взять хотя бы историю с «Бураном». Для того чтобы доставить на стартовую площадку весь комплекс, включая ракету-носитель, потребовалось создать тепловоз 3М62-П по системе шесть единиц. Что это такое? По двум параллельным путям движутся шесть тепловозов – по три на сторону с единым центром управления. Скорость движения строго лимитирована – 12 км в час. Образно говоря, две лошади тянут одну телегу весом в 120 тонн…», - рассказывал Владимир Андреевич Шевченко, один из инженеров-конструкторов отдела промышленных тепловозов.
 
Через тернии – к звездам
 
Полет Георгия Берегового в космос имел свою предысторию. Последний успешный запуск человека в космос датирован мартом 1965 года. Космонавта № 11, т.е. предшественника Берегового, зовут Алексей Леонов. 14 января 1966 года умер генеральный конструктор С.П.Королев. Его последняя разработка, напичканная автоматикой по последнему слову техники, – корабли серии «Союз» – находилась в стадии испытаний. Два их пробных запуска без пилотов закончились неудачей. Как отмечали специалисты, действительно, корабли «Союз» нельзя было считать отлаженными, однако для них уже придумали дерзкую, эффектную программу. 23 апреля 1967 года на трехместном «Союзе-1» стартует Комаров; на следующий день на «Союзе-2» летят трое космонавтов. «Союз-1» подходит к «Союзу-2» и стыкуется с ним. Двое через открытый космос переходят в корабль Комарова, и все идут на посадку.
 
«Союз-1» был запущен точно по графику. Вышел на орбиту, но появившиеся на борту в ходе первых часов полета неполадки вынудили отказаться от запуска «Союза-2». Спустя сутки программу вообще свернули, дав команду «Союзу-1» садиться. Посадка закончилась трагедией. Почти полтора года после гибели Комарова в космос летали исключительно беспилотники – спутники связи «Космос», «Венера-4», «Зонд-5». Приплюсует к этому, что 27 марта 1968 года погиб в авиакатастрофе Юрий Гагарин.
 
В кризисной ситуации миссия Берегового лежала не столько в плоскости чисто технической – умения профессионально управлять сложнейшими приборами нового поколения космолетов, - сколько в области психологии. Что интересно, Береговому в довершении ко всем проблемам в иерархии звездных пилотов присвоили тот же номер, что и Комарову - 12. Более того – в программу полета включили отложенный ранее запуск ракеты-автомата «Союза-2». С ним Береговой должен был состыковаться на орбите – сближение до 200 метров проводилось в автоматическом режиме, дальше роль водителя брал на себя космонавт. Обе попытки, к сожалению, закончились безрезультатно, третий заход решили не делать. Союз-2 благополучно приземлился 28 октября 1968 года в заданном районе СССР.
 
Позже Георгий Тимофеевич защитит кандидатскую диссертацию именно по космической психологии. Так что к числу рядовых – одним больше, одним меньше - полет «Союза-3» не отнесешь. Сразу после посадки Береговой сказал: «Корабль отличный. У космонавтов широкие возможности». И, надо сказать, не ошибся с прогнозом. Сорок «Союзов» ушли в космос еще в советские годы, 37 из них - с космонавтами на борту. А 5 апреля сего года с космодрома Байконура стартовал уже пилотируемый космический корабль «СоюзТМА-21», названный «Гагарин» в честь 50-летия полета в космос Юрия Гаранина. В сообщение ИТАР-ТАСС указывается, что после прекращения полетов американских шаттлов в этом году российский корабль «Союз» останется единственным средством доставки экипажей на МКС.
 
«…Из самолета Земля выглядит гигантской чашей. Вы находитесь как бы над центром. А из космоса, наоборот, Земля кажется выпуклой.-  вспоминал летчик-космонавт Георгий Береговой о своих впечатления о полете. - И меня, летавшего на самолете много лет, это поразило больше всего. Движение космокорабля еще более усиливает физическое ощущение выпуклости планеты. Удивляет широта обзора. К тому же непрерывное изменение оттенков нашей планеты. На каждом витке все по-новому. Меняются облака, их форма. От положения Солнца изменяется подсветка Земли. Убежден — за 140 суток пребывания в космосе мои друзья-космонавты каждый день видели нашу Землю совсем иной, и каждый раз она была прекрасна!..»
 
По материалам городской
коммунальной газеты
"Жизнь Луганска"
||
Sub_Class with id 0 does not exist
У разі використання матеріалів сайту посилання на www.loga.gov.ua є обов'язковим.
Технічна підтримка: Відділ інформаційно-комп'ютерного забезпечення апарату
Лист адміністратору Веб-сервера