До 70-ї річниці „Молодої гвардії"

07 08 2012,10:25 | В СВЕТЕ ПРАВДЫ

УВАЖАЕМЫЕ ТОВАРИЩИ!

В газете "Слава Краснодона" было несколько статей о деятельности подпольной организации "Молодая гвардия" в годы временной оккупации немцами города Краснодона. Все эти статьи я читал и иногда удивлялся тем слухам, о которых было написано в газете, но были моменты, когда приходилось и задуматься. Об одном таком моменте и об одном участнике "Молодой гвардии" хочется узнать побольше правды.

Я говорю о Викторе 'Третьякевиче. В романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия" с первого до последнего его издания поименно названы все члены- организации, но нет имени В. Третьякевича, ее активного и отважного, бойца. Так в чем же дело?

Можно допустить такую мысль: если Фадеев имел в виду Виктора предателем и представил его нам под видом Евгения Стаховича, то тогда понятно, мы не прочитали ни строчки о нем в романе. Но ведь сам Александр Александрович Фадеев писал, что он ни в коем случае не имел в виду Виктора предателем, и под именем Евгения Стаховича имел в виду не его. А если так, тогда почему Виктор Третьякевич до сих пор не занял достойное место среди самых отважных членов "Молодой гвардии"?

Может быть, не стоило бы все это ворошить, но человеку всегда хочется знать правду, тем более, что жизнь молодогвардейцев являет собой пример для подражания.

Я прошу ответить на страницах газеты "Слава Краснодона" хорошо осведомленного товарища из музея "Молодая гвардия",
С уважением
В. ЗАРЕЦКИЙ, ветеран труда.

В настоящее в истории подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" нет неизвестных или прикрытых страниц. Уже около 45 лет действует в Краснодоне государственный музей, экспозиция которого рассказывает о боевой деятельности и героической гибели юных патриотов. Научные сотрудники музея проводят огромную работу по пропаганде их подвига: выступают со статьями в периодической печати, читают лекции на предприятиях и в учреждениях города, отвечают ежедневно на десятки писем. В составе агитпоездов "Комсомольская правда", "Комсомолец Украины", "Молодая гвардия" и других они побывали в самых отдаленных уголках нашей Родины.

Но, тем на менее, вот такие письма свидетельствуют о том, что даже среди краснодонцев есть люди, которые не знают о "Молодой гвардии" элементарной истины. А это, естественно, порождает различного рода слухи, домыслы, подозрения. Итак, кто же выдал краснодонских подпольщиков и какова судьба предателя?

Среди многих беспримерных по героизму боевых дел молодогвардейцев есть рядовая операция - налет на автомашины, доставившие в Краснодон новогодние подарки от высшего немецкого командования для своих солдат и офицеров. Проведена она была по решению штаба "Молодой гвардии" в канун Нового, 1943 года. Мешки с подарками прятали по квартирам и в клубе имени Горького, который к тому времени стал центром деятельности подпольщиков. Часть подарков ребята решили продать, а на вырученные деньги оказать материальную помощь семьям фронтовиков. Возможно, эта небольшая операция закончилась бы успешно, но подросток, которому поручили продать немного сигарет, был арестован полицией. Не выдержав побоев, он назвал фамилии тех, кто дал ему товар.

Утром 1 января 1943 года, выслуживаясь перед своими немецкими хозяевами, полицейские во главе с начальником Соликовским схватили Евгения Мошкова и Виктора Третьякевича. Ваня Земнухов, узнав об этом, пошел в полицию выручить друзей и тоже был арестован.

Однако это не было еще провалом организации. Фашистские холуи считали, что имеют дело лишь с похитителями подарков, и только. О принадлежности ребят к подпольной организации полиция еще не подозревала. Позже из следственных документов стало известно, что начальник полиции, Соликовский, несмотря на жестокие избиения юношей, так и не добился от них признаний в хищении подарков и собирался уже, "всыпав им еще плетей", отпустить их домой. Но тут и "подоспел" со своим доносом предатель - некий Почепцов.

Он был сверстником молодогвардейцев. Учился с некоторыми из них в одной школе. Ребята знали его как тихого, неприметного парня, у которого трудно сложилась жизнь: рано остался без отца и жил с отчимом - человеком грубым, злым, корыстолюбивым.
Почепцов сумел войти в доверие подпольщиков, первомайской группы и вступил в нее.

"Наша первомайская группа, - рассказал он позже советскому следствию,-была связана со штабом, находящимся в Краснодоне, в состав которого входили Олег Кошевой, Иван Земнухов, Виктор Третьякевич, Иван Туркенич и Василий Левашов".
Почепцов стал "общаться" с членами штаба, бывать на подпольных комсомольских собраниях, знакомиться с работой организации.

Когда же по поселку пронесся слух об аресте Мошкова, Третьякевича и Земнухова, мелкая душонка Почепцова дрогнула от страха. Он решил, что полиция напала на след организации и может арестовать и его. Он поспешил спасать свою скудную, ничтожную жизнь. В испуге и растерянности рассказал о своей причастности к подпольной организации своему отчиму Громову. Тот, будучи уже тайным агентом гестапо, заставляет своего пасынка написать заявление - донос на имя активного пособника оккупантов Жукова. Так появился "документ", который сыграл роковую роль в судьбе подпольщиков. Вот его содержание:


"Заявление начальнику шахты № 1-бис господину Жукову.
В Краснодоне организована подпольная комсомольская организация "Молодая гвардия", в которую я вступил активным членом. Прошу в свободное время зайти ко мне на квартиру, и я все подробно расскажу. Мой адрес: ул. Чкалова, № 12, ход 1-й, квартира Громова Василия Григорьевича,
20 декабря 1942 г
Почепцов Геннадий".

Датируя заявление "задним числом", Почепцов хотел таким образом показать оккупационным властям, что желание сообщить им о подпольщиках появилось у него еще задолго до ареста Мошкова, Третьякевича и Земнухова.
Как только донос лег на стол Соликовского, Почепцова сразу же вызвали на допрос. Вот что он рассказал позднее советским следственным органам: "...На допросе я рассказал о всех лицах, которых знал по комсомольской организации, и о том, что они делали как подпольщики...".

В первых числах января 1943 года в городе и в поселках прошли массовые, повальные аресты. В застенки краснодонской тюрьмы были брошены коммунисты - подпольщики и большинство молодогвардейцев. Что же было в Краснодоне после его освобождения от оккупантов? Сразу же из шурфа шахты № 5 были извлечены тела зверски замученных фашистами патриотов. Их похоронили в братской могиле на. центральной площади Краснодона.

Тогда же перед фронтовым военным трибуналом предстали изменники Родины, предатели "Молодой гвардии" Почепцов, Громов и Кулешов, следователь краснодонской полиции.

29 августа 1943 года газета "Ворошиловградская правда" сообщала:


"Краснодон. На днях здесь закончился суд над изменниками Родины, подлыми иудами, предавшими многих членов подпольной комсомольской молодежной организации "Молодая гвардия"...

"Молодая гвардия" не давала покоя гитлеровским бандитам и их сообщникам, всячески срывала планы и мероприятия оккупантов. Обеспокоенные деятельностью молодогвардейцев, краснодонская полиция и жандармерия сбились с ног, но все их поиски долгое время были тщетными. Вот тут-то и пришел на помощь полиции подлый изменник, некий Почепцов. Затесавшись в отряд "Молодой гвардии", мерзкий провокатор предал участников организации фашистским палачам. Позже Почепцов .- тайный агент немецкой разведки - со шпионскими заданиями был оставлен на нашей территории.

В качестве следователя полиции в период оккупации в Краснодоне подвизался гнусный гитлеровский холуй белоказак - Кулешов, служивший в деникинской армии: С присущей матерому врагу ненавистью к Советской власти, к нашему народу Кулешов особенно неистовствовал, проводя следствия по делу "Молодой гвардии". По его указаниям велись "внушительные" допросы молодогвардейцев. И именно - он, Кулешов, повинен в том, что Ульяна Громова; Сергей Тюленин, Виктор Третьякевич, Иван Земнухов, Евгений Мошков и другие наиболее активные- участники "Молодой гвардии" подвергались особенно изощренным мучительным пыткам.

...Прекрасную жизнь юных патриотов, беззаветно преданных делу советского народа, прервали гитлеровские изверги и их пособники - предатель Почепцов, белогвардеец Кулешов и некий Громов (отчим Почепцова, тайный агент гестапо). Эти фашистские псы после всех совершенных ими преступлений были оставлены фашистами в тылу Красной Армии для шпионской работы.

Суровая рука советского правосудия схватила преступников с поличным.

Военный трибунал приговорил Кулешова, Громова и Почепцова к высшей мере наказания - расстрелу".

9 сентября 1943 гола в присутствии нескольких тысяч краснодонцев, в присутствии родителей молодогвардейцев приговор был приведен в исполнение у здания городской бани.

Казалось бы, все ясно. Предатель известен и понес суровое наказание.

Давая показания, эти подонки любой ценой старались выгородить себя, сохранить свою жизнь. И с этой целью они оклеветали одного из активных участников краснодонского подполья Виктора Третьякевича. Якобы он, не выдержав пыток, назвал фамилии своих товарищей по оружию.

Это была гнусная ложь, но она нуждалась в документальном опровержении. А для этого, необходимы были время, свидетели, факты. Понадобились годы и даже десятилетия, чтобы восторжествовала истина.. За это время перед народным судом предстали организаторы и прямые исполнители казни молодогвардейцев - начальник немецкой окружной жандармерий полковник Ренатус, эсэсовцы Древитц, Шульц, Шредер. Их пособники, изменники Родины бургомистр города Краснодона Стаценко, начальник шахты № l-бис Жуков, полицейские Давыденко, Орлов, Лукьянов. И, наконец, органами Государственной безопасности были пойманы и разоблачены заместитель начальника городской полиции Подтынный и его верный помощник Мельников. Первый из них 16, а второй 20 лет слонялись по стране под чужими именами.

Припертые к стене неопровержимыми уликами, эти матерые преступники, палачи и убийцы рассказали правду о том, что происходило в камерах краснодонской полиции в январские дни 1943 года. В процессе следствия были также установлены новые факты и доказательства того, что Виктор Третьякевич остался верен клятве "Молодой гвардии" до последнего мгновения своей жизни.

Осужденный полицейский Давыденко показал: "Соликовский и жандармы привлекали меня к допросам участников организации. Мы жестоко избивали их плетьми и обрывками телефонного кабеля. Чтобы заставить говорить, молодогвардейцев подвешивали к скобе оконной рамы, инсценируя казнь через повешение. Я участвовал в избиении Мошкова, Попова, Лукашова, Гукова и восьми девушек. Особенно сильно избивали Третьякевича, Мошкова и Гукова. Их, по указанию Соликовского и бургомистра Стаценко, подвергли пыткам. Третьякевич не выдал никого из своих товарищей, хотя избивали его и пытали непрерывно".
Его и пытали непрерывно.

В своем документальном очерке "Прометеи Краснодона" заместитель начальника управления КГБ при Совете Министров УССР по Ворошиловградской области генерал - майор С: Косенко, долгое время работавший со следственными документами по делу "Молодой гвардии", пишет: "Чтобы предупредить провозглашение патриотических лозунгов, связанных юношей сбивали с ног, закрывали им рты, у девушек поднимали и закручивали над головой платья и по одному перетягивали к.шурфу шахты, стреляли и бросали туда. . Виктор Третьякевич, когда его стали подводить к шурфу, схватил за шею заместителя начальника полиции Захарова и пытался вместе с ним спрыгнуть в пропасть. Только удар жандарма пистолетом по голове Третьякевича помог Захарову освободиться. Третьякевича сбросили в шурф живым".

Многие фашистские палачи говорили, что они были поражены мужеством и стойкостью молодогвардейцев. Все они утверждали, что никто из участников "Молодой гвардии" не поколебался,- не предал товарища и не попросил пощады.
Таким образом тень подозрения в предательстве полностью сошла с имени Виктора Третьякевича. Он занял свое достойное место среди товарищей по борьбе.

13 декабря 1960 года Указом Президиума Верховного Совета СССР юноша награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Его имя носит школа на родине героя, в селе Ясенки Горшеченского района Курской области, педучилище города Лисичанска Ворошиловградской области, комсомольско - молодежный коллектив завода резиново - химических изделий города Донецка.

Приказом N178 от 1 сентября 1962 года по краснодонскому жилищностроительному управлению № 2 член штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Виктор Третьякевич зачислен навечно в состав общестроительной бригады.
Так было в действительности.

А теперь поговорим о романе А. А. Фадеева "Молодая гвардия". Кого имел в виду писатель, рисуя образ предателя Евгения Стаховича и почему не назвал имени Виктора Третьякевича?

Тут, прежде всего, необходимо помнить о том, что роман - это художественное произведение. А этот литературный жанр,- по словам писателя, "...не только не допускает, а даже предполагает художественный вымысел в описаниях событий, обстоятельств и действующих лиц".

Вымысел и история у Фадеева настолько переплетены, что трудно отделить одно от другого. И писатель не раз в выступлениях перед читателями говорил, что писал "...не действительную историю "Молодой гвардии", а роман...", в котором "как во всяком романе, есть вымысел". Фадеев указывал при этом, где именно и почему вынужден он прибегать к такому вымыслу. И недвузначно заявлял: "У меня имеются, например, вымышленные герои".

Одним из таких персонажей вымышленных в романе и есть предатель Стахович. Образ этот обобщенный, собирательный, под вымышленной фамилией. За ним нет какой-либо конкретной личности. В нем писатель показал само зло, истоки падения человека. В Стаховиче нашли отражение черты людей, которые не смогли выстоять в "тяжелую", для них минуту, пытаясь сохранить себе жизнь путем предательства, путем измены Родине.

Такими были Почепцов, Громов, Кулешов, Стаценко и многие другие.

Когда Фадеев работал над романом (а написал он его за очень короткий срок - один год и девять месяцев), на Викторе Третьякевиче, несмотря на его гибель от рук фашистов, продолжало еще лежать подозрение в предательстве. Вероятно, именно по этим соображениям писатель решил не упоминать его имени в романе.

Так это и осталось до наших дней, и в связи со смертью А. Фадеева уже не может быть исправлено, да и нет в этом никакой необходимости.

Кстати, по различным причинам на страницы его книги не попали еще 13 коммунистов - подпольщиков и 8 молодогвардейцев.
Советские люди по праву гордятся своими героями. Подвиг их в сознании миллионов неразрывно связан с именем писателя-коммуниста Александра Александровича Фадеева, кровью сердца своего создавшего по горячим следам краснодонских событий вдохновенную эпопею - роман "Молодая гвардия".

В. Велькевич,
старший научный сотрудник музея "Молодая гвардия",
газета "Слава Краснодона"
21 июня 1988 года № 98 (10690)