О борьбе краснодонской молодёжи и большевиков против фашистских оккупантов Александр Фадеев в период 1943-45-51 года написал известных роман "Молодая гвардия". Многое с тех пор изменилось.
"Молодая Гвардия" - это вымысел коммунистов?
В постперестроечный период, словно грибы после дождя, стали появляться разномастные разоблачители молодогвардейской героики. Утверждают, например, что "Молодая гвардия" - это миф коммунистов. А в книге Фадеева сплошной вымысел. В опровержение сказанного, дабы не быть голословным, приведу выдержку из интервью Веры Александровны, сестры подпольщиц Лили и Тони Иванихиных, опубликованное в газете "Краснодонские вести" за 20.05.04г.
"...много разговоров было о том, что книга Фадеева - миф, что "Молодая гвардия" не существовала. И сейчас об этом говорят все уверенней. Но ведь мы - это живое свидетельство того, что все это было. Весь Краснодон знал, что молодогвардейцы действительно освобождали пленных, убивали немцев, сжигали их склады, биржу труда и документы. Красные флаги 7 ноября мы видели своими глазами. Конечно, книга - это роман, в ней много художественных моментов. Но основа все-таки историческая. И автор не зря приезжал в Краснодон и разговаривал со всеми очевидцами".
Автору этих строк неоднократно приходилось слышать, что дескать, молодогвардейское подполье провалилось из-за элементарной уголовщины - кражи новогодних подарков. Типун вам на язык, господа критики! Вспомните, что все события происходили в военное время и на оккупированной врагом территории. Следовательно, уничтожение живой силы и материальных ценностей противника (к коим относились и новогодние подарки для солдат), правомерно! Ведь никому же не приходит в голову бредовая идея называть вредителями партизан, участвовавших в так называемой "рельсовой войне" 1943 г. Так почему такое отношение к участникам краснодонского подполья? Эти 14-16 летние мальчишки и девчонки приближали день победы, как могли.
Кому это нужно?
Чем дальше сталкиваешься с изощренными попытками "правдоискателей" очернить молодогвардейцев и роман А. Фадеева, тем больше убеждаешься, что это кому-то надо. И этот кто-то из кожи вон лезет, лишь бы проникнуть в мозг и душу молодых людей, и заменить наши моральные ценности своим суррогатом.
"Мы найдем помощников в самом СССР, - гласит программа экс-директора ЦРУ США Даллеса, - мы заменим их художников, певцов и музыкантов. Мы введем им субкультуры, которые уничтожат их изнутри". Увы, грязная работа дает результаты. Уж слишком могущественен этот заокеанский заказчик. И вот новое поколение украинцев, "наевшись" словесной шелухи, начинает теряться в догадках и попросту не знает, кто же такие Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Ульяна Громова. Зато им все известно о похождения Бэтмена и Найтмена. Поздравляю, господа исполнители! Уж такой "труд" заслуживает славы и достойных гонораров. Иудиных.
Тося Мащенко родилась в Новопсковщине
Добропорядочных, объективных публикаций на молодогвардейскую тематику все же гораздо больше. Не так давно я просматривал городскую газету "Слава Краснодона". Мое внимание привлекла интересная статья заведующей отделом музея "Молодая гвардия" Г.И. Чапанской. Речь шла о названиях краснодонских улиц и об известных людях, которые там проживали. Когда я прочитал про члена подпольной организации "Молодая гвардия" Тосю Мащенко, мое сердце учащенно забилось. Почему?
Оказывается, Тося не была коренной жительницей Краснодона. Она приехала в шахтерский город вместе с родителями со Слобожанщины. Генеалогическое же дерево мое взросло на земле славной Новопсковщины, где до переезда в Краснодон проживала семья Мащенко. Поэтому, естественно, меня заинтересовал ранний период жизни легендарной землячки. Захотелось узнать как можно больше. Ведь формирование характера личности будущей подпольщицы происходило в дорогих моему сердцу и памяти местах.
Кто долгие годы проживал или проживает вдали от малой родины, тот поймёт моё внутреннее состояние. Оказавшись по каким-то причинам вне родового очага, мы тем не менее, неразрывно с ним связаны невидимыми нитями. Любая весточка из родных местах воспринимается нами эмоционально. Поэтому, едва дождавшись своего выходного дня, я поспешил в городской музей.
Господи, как же дивно устроен человек! Веками лучшие умы пытались изобрести машину времени, найти потайную дверку в прошлое. Чудаки! Секрет путешествия в иные миры до обидного прост. Листая архивные документы и материалы, любезно предоставленные мне Г.И. Чапанской, вчитываюсь в их содержание и невольно переношусь в те далекие 30-е годы. Картинку прошлого дополняют оригиналы фотоснимков. С трепетным волнением рассматриваю пожелтевшую от времени фотографию светловолосой девчушки с правильными чертами славянского лица. Кажется невероятным, что всего каких-то шестьдесят с хвостиком лет назад сама Тося Мащенко вот также разглядывала это фото. Но вот мое воображение переносится в п. Беловодск, где вначале проживала семья Мащенко.
Из воспоминаний В.Д. Завьялова
"Мы проживали по-соседству с семьей Мащенко. Я дружил с её братом Борисом. Тося в школе училась отлично. Неплохо играла на гитаре. Летом любила купаться в реке Деркул. Лучше мальчишек прыгала с вышки в воду. Отчаянней была. Никогда и никому не давала себя в обиду".
А в 1939 году семья Мащенко переезжает в п. Новопсков.
Из воспоминаний В.Я. Андрущенко
"Мы жили на одной улице с семьей Мащенко. Семья была интеллигентная, скромная, в доме Мащенко всегда встречали людей тепло и приветливо".
Из воспоминаний А.П. Зайцевой.
"Тося была веселая, бойкая девочка 13 лет. Любила жить, читать книги. В начале 1941 г., как только Тося закончила 6-й класс, семья выехала в Краснодон".
Тося - в подпольной организации
Действительно в апреле 1941 года М.Ф. Мащенко, отец Тоси, был назначен главным бухгалтером Краснодонского отделения Госбанка. Семье была предоставлена двухкомнатная квартира. Дети продолжили учебу в СШ N1 имени Горького. Тося подружилась с В. Борц, вместе с ней вступила в ряды "Молодой гвардии". Среди девчонок она была самой юной подпольщицей.
Младше её был один только Радик Юркин.
Кто читал роман А. Фадеева "Молодая Гвардия", наверняка помнит эпизод распространения молодогвардейцами листовок на городском базаре, когда Вася Пирожок незаметно прилепил предателю Фомину на спину листовку. Среди распространителей листовок писатель упоминает и Тосю Мащенко:
"...вдруг вынырнет на каком-нибудь извороте русая головка Тоси Мащенко, тихой, скромно одетой девушки с умненькими глазками".
Но антифашистская борьба продолжалась недолго. В городе, среди своих же, нашлись предатели. Одним из них был Геннадий Почепцов, который написал донос. Аресты начались в январе 1943 года. В фашистские застенки было брошено большинство молодогвардейцев. Вот что показал на допросе начальник краснодонского жандармского поста Отто Шеен:
"Все без исключения молодогвардейцы подвергались пыткам. Их избивали до потери сознания, ломали ноги, руки, затем обливали холодной водой и бросали в карцер... также применяли и другие пытки".
А вот выписка из акта районной комиссии по расследованию злодеяний фашистов в Краснодонском районе, совершенных в период с 20 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года:
"15, 16 и 31 января 1943 года, темной ночью, после неоднократных страшных пыток немецкие фашисты вместе с предателями Родины расстреляли, а частью сбросили живыми в шурф шахты N5 71 человек советских граждан. Из них комсомольцев, активных участников организации "Молодая гвардия"... оказалось 49 человек".
Вместе с другими подпольщиками была арестована и сброшена в шурф шахты N5 Тося Мащенко. Её старший брат Борис ушел на фронт мстить за гибель сестры, откуда не вернулся.
Никто не забыт
Указом Президиума Верховного Совета СССР Антонина Михайловна Мащенко была награждена Орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно).
На протяжении 10 лет следопыты поискового клуба "Красная гвоздика" Новопсковской средней школы вели поиск материалов о пребывании А.Мащенко в п. Новопскове. Поисковые работы увенчались успехом.
В послесловии к роману А.Фадеева "Молодая гвардия" есть такие строки о молодогвардейцах:
"Жизнь их кончилась. Но никогда не кончится она в памяти советских людей. Никогда не кончится на страницах "Молодой гвардии"..."
Александр Крапивцев
"Краснодонские вести"
N22, 23 сентября 2004 года