12 листопада 2013, 13:18

Хроническое обструктивное заболевание легких (ХОЗЛ) остается одной из наибольших проблем здравоохранения на сегодняшний день

По оценкам ВОЗ, около 600 миллионов людей на земном шаре страдают этим недугом. Это заболевание приводит к значительному снижению качества их жизни. Ежегодно болезнь уносит жизни более 3 миллионов людей в трудоспособном возрасте. ХОЗЛ является четвертой причиной смертности в мире. За последние 15-20 лет отмечен значительный рост заболеваемости ХОЗЛ в различных странах мира.

Это заболевание имеет огромное негативное экономическое влияние: по данным  2011 года 1/5 часть причин утраты трудоспособности занимает ХОЗЛ, средний возраст выхода на пенсию при ХОЗЛ  - 54 года (уменьшен на 11 лет).

Основными факторами риска развития ХОЗЛ являются табакокурение, а также воздействие пыли и химических веществ на рабочих местах. ХОЗЛ страдает от 8 до 22% взрослых в возрасте 40 лет и старше. По результатам больших скрининговых исследований распространенность ХОЗЛ выше у людей, которые курят, чем у тех, кто не курит, у людей старше 40 лет больше, чем у молодых, у мужчин чаще, чем у женщин.

ХОЗЛ – одна из важнейших причин нарушения здоровья и смертности по всему миру. Многие люди годами болеют ХОЗЛ, преждевременно умирая от нее или от ее осложнений. Среди всех больных ХОЗЛ только у половины установленный диагноз.

В большинстве случаев заболевание развивается медленно, пациенты успевают адаптироваться к проявлениям дыхательной недостаточности (одышке) и долгое время считают себя практически здоровыми людьми, а ранние симптомы болезни объясняют разным  причинами.

Ранними симптомами ХОЗЛ являются:

  1. Хронический (постоянный) кашель - эпизодический вначале, позже  ежедневный, может быть непродуктивный, реже в ночное время, чаще при физических нагрузках;
  2. Отделение мокроты - в небольшом количестве, имеет слизистый вязкий характер, чаще в утреннее время после серии кашлевых толчков;
  3. Одышка – ведущий признак ХОЗЛ, который является

основным и частым поводом обращения больного к врачу. Как правило, этот симптом появляется на 10 лет позже кашля, усиливается при физических нагрузках, прогрессирует со временем, больные описывают одышку как, чувство нехватки воздуха, удушья, тяжести, «не хватает сил для дыхания».

Не нужно думать, что коль ХОЗЛ — это болезнь легких, то страдают исключительно лёгкие. Нет, это системное заболевание, и влияет оно на все органы и системы. Упрощённо говоря, постоянная нехватка кислорода провоцирует преждевременное старение организма. Конкретика же заключается в том, что ХОЗЛ уже на ранних стадиях может провоцировать возникновение ишемической болезни сердца, артериальной гипертензии, пневмонии, бронхиальной астмы, туберкулёза лёгких. Дальше больше: с развитием болезни могут подключиться хронический гастрит, остеопения (слишком низкая масса костной ткани) и рак лёгких. Половина больных ХОЗЛ уже на ранних стадиях болезни имеет проблемы сердечнососудистой системы. И умирают такие люди в большинстве случаев не от лёгочной недостаточности, а от болезней сердца и сосудов. И если ничего не менять, в срочном порядке не бросать курить в масштабах страны, то общая смертность от ХОЗЛ вырастет ещё на 30%. Так считают эксперты.

В целом как-то не очень понятно, что ХОЗЛ — это тяжелая болезнь. И жить с ней совсем не весело. Кашель, мокрота, одышка… Таким человека не испугаешь. И только специалисты-врачи да ближайшие родственники больных знают, что такое жизнь с ХОЗЛ. Думаю, все прекрасно представляют (хотя бы приблизительно), каково жить на неоперабельной стадии рака лёгких. Даже если не знать подробностей, то всё равно звучит очень печально.

 Между тем врачи провели опрос: поинтересовались качеством жизни у пятидесяти пожилых людей с неоперабельным раком лёгкого и у стольких же человек с тяжёлой формой ХОЗЛ. Оказалось, что 80% больных с ХОЗЛ вообще не выходят из дома, а 36% прикованы к креслу. Среди раковых больных из дома не выходят 36%, а прикованы к креслу только 10%. Стало быть, ХОЗЛ ещё сложнее переносить, чем рак.

И что дальше? Если всё будет идти так, как идёт, то дети будут дышать табачным дымом с пелёнок, когда мама или папа курят рядом. Потом они начнут курить сами. Потом болезнь будет активно проявляться не в 40-60 лет, как сейчас, а к 30. Грустно. Но врачи — всё-таки оптимисты. «Пока дышу — надеюсь», — вслед за одним из мудрых повторяют пульмонологи и вместе со своими коллегами помогают дышать другим. А также призывают при проявлении симптомов обратиться к врачу, пройти обследование, своевременно начать лечение, которое сегодня может предотвратить прогрессирование заболевания, избежать развития осложнений, продлить жизнь и физическую активность.

Ежегодно весь мир  отмечает Международный день борьбы с хроническим обструктивным заболеванием легких (третья среда ноября). В этот день, 20 ноября учрежденный Глобальной инициативой по борьбе против хронической обструктивной болезни легких, во всем мире специалисты здравоохранения и группы пациентов будут проводить различные мероприятия, направленные на повышение информированности среди населения о данном заболевании, а также на улучшения качества помощи больным.

В этом году тема Всемирного дня ХОЗЛ «Еще не слишком поздно». Такой позитивный сигнал был выбран, чтобы подчеркнуть значимость действий, которые могут предпринять люди, чтобы улучшить свое здоровье на любом этапе болезни. В этот день во всем мире будут проводиться различные мероприятия, например, радио- и телепередачи, в которых рассказывается о ХОЗЛ; музыкальные концерты с выступлением больных страдающих ХОЗЛ, используя деревянные и медные духовые инструменты; будут проведены спортивные соревнования под названием «Из поколения в поколение», в которых участвуют пациенты с ХОЗЛ их дети, внуки, для повышения информированности о ХОЗЛ подрастающего поколения и масса других.

Наша область не исключение и 20 ноября во всех городах и районах области будут проведены подобные мероприятия.

Цель вышеизложенного – желание привлечь к проблеме пульмонологов, терапевтов, ученых – всех тех, кто способен будоражить медицинскую общественность, инициировать прогрессивные начинания, уменьшить безразличие. Без этого не бывает прогресса ни в чем, тем более в такой сложной проблеме как ХОЗЛ.