19 февраля 2013 года был проведен Круглый стол „Социальная справедливость – залог стабильного развития” с участием заместителя председателя областной государственной администрации Репицкого А.В.
Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общества, которая закреплена в документах мирового сообщества, в частности в Международных пактах ООН. Поэтому в реализации социальной политики социального государства она выступает как ключевой принцип.
Социально справедливое государство - это государство, которое берет на себя ответственность за каждого гражданина и стремится обеспечить каждому человеку достойные условия существования, социальную защиту, участие в управлении производством, а в идеале - приблизительно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации в обществе. Деятельность такого государства направлена на общее благо, утверждение в обществе социального согласия.
Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития Украины являются: создание каждому гражданину условий, которые позволяют ему трудом, предпринимательством поддерживать собственное благосостояние; усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных групп населения; осуществление комплексных мероприятий и специальных программ в сфере оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости; реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, культуры; формирование новой жилищной политики, общегосударственного рынка жилья, стимулирования всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг; усовершенствования базового государственного социального стандарта - прожиточного минимума; реформирование системы занятости; активизация деятельности из проведения пенсионной реформы; повышение государственных социальных гарантий
В этом направлении должны действовать все составляющие социально-политического механизма управления обществом. Ведущая роль в нем принадлежит государству.
В связи, с чем хочу отметить следующее. На недавно проведенной коллегии Министерства социальной политики речь шла о том, что ради достижения социальной справедливости в стране необходима координация всех наших ресурсов, возможностей и усилий. Органы социальной защиты исполнительной власти и местного самоуправления всех уровней, наши социальные партнеры - профсоюзы и работодатели, а также общественность - все должны действовать совместно.
Было акцентировано внимание на пяти стратегических направлениях работы.
Первым стратегическим направлением работы определена эффективная социальная помощь, которая позволит уменьшить социальную несправедливость. Решение эту проблемы возможно лишь при создании современной информационной платформы, которая даст возможность автоматизировать процесс назначения и предоставления всех видов социальной помощи и льгот. В этом году мы планируется запустить ее первый уровень.
Вторым направлением является обеспечение эффективной занятости и усовершенствование пенсионной системы.
Что касается занятости, то на сегодняшний день в области реализуется Программа занятости населения на 2012-2014 годы, выполнение мероприятий которой даст возможность ежегодно создавать в области около 30 тыс. рабочих мест. На 1 января текущего года сложился позитивный баланс создания рабочих мест: было создано 37183 новых рабочих мест при запланированных 29737. Соотношение количества созданных и ликвидированных рабочих мест составило 135.2 % или 9676 рабочих мест.
И, кроме этого, на трехсторонней основе, а именно, при участии социальных партнеров, разработан План мероприятий, направленных на содействие занятости населения и стимулирования создания новых рабочих мест в Луганской области на период до 2017 года
Третьим стратегическим направлением определено усиление защиты наиболее уязвимых категорий. Министерством подготовлен План законопроектной и нормативно-правовой работы по разработке документов, которые усилят социальную защиту ветеранов войны, воинов интернационалистов, детей войны, чернобыльцев, многодетных семей и других наиболее уязвимых категорий граждан.
Четвертое направление - усиление взаимодействия с общественностью и социальными партнерами, так называемый социальный диалог на всех уровнях.
Охват наемных работников коллективными договорами по состоянию на 01.01.2013 составляет 89,4%. Это один из лучших показателей по Украине.
Подходит к завершению работа по заключению Регионального соглашения на 2013-2015 годы. Необходимо согласовать ряд его обязательств с нормами Генерального соглашения, которое определяет стратегические направления в реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине.
Хочу еще остановиться на следующем.
Уровень жизни зависит, прежде всего, от уровня заработной платы.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного штатного работника области в декабре 2012 года составила 3335 гривен и превышает уровень минимальной заработной платы и уровень прожиточного минимума для трудоспособных граждан почти в 3 раза. По сравнению с соответствующим периодом 2011 года заработная плата уменьшилась на 0,3 процента или 11 гривен. По этому показателю Луганская область занимает пятое место среди регионов Украины. Показатель достаточно высокий.
Однако, высока дифференциация заработных плат. Если в отрасли добычи каменного угля, средняя заработная плата составляет 5312 грн ,то в деятельности отелей и ресторанов 1675 грн , то есть разница более чем в три раза.
Значительный объем фонда оплаты труда находится «в тени». В связи с этим продолжается и должна быть усилена работа в части детенизации доходов и отношений в сфере труда занятости населения. В городах и районах области были созданы и работают рабочие группы по вопросам легализации трудовых отношений, заработной платы и занятости населения при участии Государственной налоговой администрации в Луганской области, Главного управления пенсионного фонда Украины в Луганской области, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве в Луганской области.
Одной из самых серьезных проблем остается задолженность по заработной плате. По регионам страны наибольшая задолженность в Харьковской, Донецкой и Луганской областях и г. Киеве.
Согласно данным статистической отчётности общая сумма долга по выплате заработной платы в целом на предприятиях Луганской области по состоянию на 1 января 2013 года составляла 69,2 млн грн., что на 25,5 %, меньше чем на 1 января 2012 года.
По темпам снижения задолженности по заработной плате на экономически активных предприятиях Луганская область занимает первое место.
Но, несмотря на проведенную работу, ситуация остается сложной и за январь текущего года идет рост задолженности практически на 5 млн.
В конце своего выступления я хочу добавить, что необходимо планировать социальное развитие государства на будущее. Для этого создана Научно-экспертный совет, который будет заниматься разработкой Концепции социального развития Украины на 2013–2023 годы. Разработка Концепции – пятое стратегическое направление работы.
|