25 травня 2011, 14:45

Наша главная задача в борьбе с наркоманией – победить равнодушие. – Родион Мирошник

"Наша главная задача в борьбе с наркоманией – победить равнодушие. Причем независимо от того – в семьях, или в чиновничьих кабинетах", – заявил сегодня заместитель председателя облгосадминистрации Родион Мирошник во время заседания коллегии облгосадминистрации по вопросу: "О первоочередных мерах по предотвращению распространения наркомании в Луганской области". Как сообщил Родион Мирошник, после проведения встречи с представителями молодежных и женских общественных организаций в "прямом эфире" телеканала ЛОТ председателем облгосадминистрации было дано поручение в кратчайший срок создать рабочую группу для подготовки коллегии по вопросу противодействия распространения наркотиков на территории области. Проведенный анализ, наработки областного антинаркотического координационного совета дают возможность сделать предварительные выводы, что ситуация в регионе, мягко говоря, неутешительная. По уровню распространенности наркомании или общего числа зарегистрированных случаев на 100 тыс. населения Луганская область занимает 7-е место в Украине. По количеству официально зарегистрированных наркозависимых мы уступаем только Запорожской, Днепропетровской, Кировоградской, Одесской областям, городам Киеву и Севастополю. Если же посмотреть на карту Луганской области, то наиболее высокий уровень распространенности наркоманий зарегистрирован в гг. Северодонецке, Луганске, Антраците, Свердловске, а также Сватовском, Станично-Луганском, Кременском районах.  При этом к представленным цифрам не стоит относиться как к абсолютному показателю эффективности деятельности служб, они лишь показывают (и то не в полной мере) масштаб трагедии.  Так, по приросту количества заболевших наркоманией за предыдущий год Луганская область в 2010г. заняла 2-е место в Украине – 29,1 вновь выявленных наркоманов на 100 тыс.населения, что более чем в два раза выше среднеукраинского показателя. Согласно данным по первичной заболеваемости наркоманией за 2010 год в разрезе городов и районов Луганской области, лидируют в абсолютных показателях по заболевшим наркоманией: Антрацит, Северодонецк, Луганск. При этом вновь выявленных наркоманов больше всех в городе Кировске. Такие цифры должны заставить руководителей территорий детально проанализировать ситуацию с целью вычленить ключевые причины распространения эпидемии. И бороться не с последствиями, а первопричинами распространения наркомании. Говоря о статистике, мы обязаны давать себе отчет, что 5 тыс. 247 наркозависимых на 2,5 миллионную область – это только вершина айсберга, за которой – огромный пласт латентной наркомании. Эта цифра больше в разы! Давайте будем честными друг перед другом: по официальной статистике в Луганской области лишь 0,2 % населения наркозависимы. При этом в благополучном Евросоюзе этот показатель в 2,5 раза выше. США признают, что у них наркозависимы 1,6 % жителей, Дания – 0,7 %, Россия – 1,5 – 2 %. По тем же данным областного наркодиспансера, только 0,3 % потребителей наркотиков в Луганской области младше 18 лет. И ни одного зарегистрированного наркомана младше 15 лет в нашем регионе нет! Перед кем мы лукавим? Кому нужна такая статистика?  Одна из причин такой ситуации состоит в следующем.  Милиция задерживает лиц по подозрению в употреблении наркотических средств, им проводится наркологическая экспертиза, устанавливается факт наркотического опьянения. Соответственно, они берутся на оперативный учет в милиции.  А что дальше? К врачу-наркологу они не идут, врач-нарколог по закону без их согласия осматривать и брать на учет не может.  И эти лица – это и есть та самая «группа риска», или уже, собственно, потребители наркотических средств – остаются без всякого присмотра и опеки. Анализ всех этих данных, еще до углубления в причинность наркомании, дал возможность вычленить первую проблему в сфере борьбы с наркоманией – отсутствие системы мониторинга в этом направлении.  Поэтому одна из основных задач, которую я ставлю перед собой и своей командой, – это создать эффективную и достоверную систему мониторинга наркоситуации. И первым ее результатом должно стать, как это не парадоксально звучит, увеличение количественных показателей выявленных наркоманов. Для объективной оценки ситуации и принятия адекватных мер реагирования мы как минимум должны располагать правдивыми сведениями. Если говорить о тех видах наркотиков, которые распространены на территории области, то за базу мы можем брать только данные по уже зарегистрированным в наркологических стационарах пациентам. По данным на 1 апреля т.г. наибольший удельный вес занимают пациенты с опиоидной наркоманией (маковая соломка и производные из нее) – 42%. Далее следуют зависимые от производных конопли (каннабиноидов) – 14%. Зависимые от первитина – синтетический наркотик, в среде наркозависимых его называют винт или джеф, а также других стимуляторов  дают 12% от всего числа больных. И 32% составляет группа зависимых от нескольких видов наркотических средств одновременно, чаще всего первитина и опиоидов. Следует также особо отметить, что структура эпизодического, нерегулярного употребления наркотических веществ в регионе несколько иная. Говоря по-русски, первая проба наркотиков начинается с конопли  или ее производных. То, что называется «покурить травку». С этого начинают 60% будущих наркоманов, затем психостимуляторы амфетаминового ряда – 22%, опиоиды – 5%, галлюциногены – 3%, неуточненные препараты – 10%. В течение последних месяцев областной антинаркотический комитет провел предварительную работу по изучению причин высокого уровня заболеваемости наркоманией в нашей области. Проблема распространения наркомании лежит в двух плоскостях, которые легко укладываются в чисто экономическую схему «спрос – предложение». Первая – это колоссальная прибыльность наркобизнеса, порождающая коррупцию и постоянное расширение сети наркосбыта, вовлечение в нее как криминальных авторитетов, так и врачей, фармацевтов, чиновников. Вторая плоскость – это социальная. Из приведенных ранее цифр, мы видим, что интенсивность распространения наркомании прямо пропорциональна апатии общества. Мы вынуждены констатировать, что в нашем обществе не сформирован иммунитет к этой заразе. Мы по-прежнему продолжаем думать, что это не здесь и происходит это не с нами! Переломить эту ситуацию можно только двигаясь в двух этих параллельных плоскостях! Но главное – снизить спрос на наркотики. Карательные меры важны, но сами по себе они ничего не дадут. Важнее всего лишить наркобизнес питательной среды, возможностей для бурного роста числа потребителей. В этом плане наркотики можно сравнить с раковой опухолью. Задача онколога – не только вовремя ее вырезать, но и обезопасить здоровые клетки. Ведь наиболее уязвимая в этом плане часть общества – наши дети. По официальным данным, 75 % зарегистрированных в Луганской области наркоманов – это молодежь. И значит, мы должны выработать у них иммунитет к наркотикам! Сделать это можно двумя путями. Чтобы, с одной стороны, у подростка не было самой потребности поймать кайф. А с другой, чтобы он не имел и возможности до этого кайфа добраться. Именно такой подход мы заложили в проект Региональной программы противодействия наркомании, борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в Луганской области на 2011-2015 годы. Она структурирована по ключевым блокам, позволяющим достигнуть максимального эффекта в кратчайшие сроки.  Остановлюсь на социальном аспекте проблемы, на том, как нам снизить спрос на наркотики. Однако прежде вынужден констатировать ряд организационных проблем, серьезно осложняющих борьбу с наркоманией. Ни в регионе, ни в целом в государстве нет опыта комплексной борьбы с наркоманией. У нас существует целый ряд структур, деятельность которых прямо или косвенно связана с решением проблемы распространения наркомании, но системного подхода не демонстрирует, увы, никто! Проведением только эпизодических акций или рейдов эту проблему не решить! Нужна системная и планомерная деятельность. Надеюсь, что фактором, который будет этому способствовать станет создаваемая в Украине государственная служба по контролю за наркотиками,  Указ о создании которой подписан Президентом в апреле т.г.  Очень надеюсь, что опытом работы аналогичной службы в Российской Федерации с нами поделятся наши Воронежские коллеги, с которыми мы намерены наладить плодотворное сотрудничество. Опыт россиян для нас очень важен, поскольку и в ментальном плане, и в организационном наши страны очень близки. И многие методы борьбы с распространением наркомании мы постараемся перенять. Тем более что заинтересованность в этом – обоюдная. Наркотрафик, как известно, государственными границами легко пренебрегает. Еще одна проблема – это различные базы данных, которыми располагают ОБНОН, наркологическая служба и службы социального сопровождения. Человек, однажды уличенный в употреблении наркотических препаратов, не должен выпадать из поля зрения соответствующих служб. Как и во многих других заболеваниях, раннее выявление болезни дает больший шанс на благополучный исход. Хочу сказать еще об одной проблеме, которую можно решать только сообща. Представители общественности и различных организаций должны быть сориентированы на то чтобы сообщать службе по контролю за незаконным оборотом наркотиков об известных им фактах. Сегодня же мы имеем парадоксальную ситуацию: если директор школы сообщит о том, что в школе распространяются наркотики, то составят протокол именно на директора школы. Кто же после этого будет сотрудничать с ОБНОНОМ? Совсем недавно, в рамках подготовки, сначала к телемосту, а позже и к проведению коллегии, по просьбе губернатора, колл-центр областной организации Партии регионов принимал звонки жителей области. На условиях анонимности, наши земляки звонили в колл-центр и сообщали об известных им фактах распространения наркотиков. Все эти данные для дальнейшего расследования и проверки были переданы в управление внутренних дел. Через две недели мы получили ответ, что все сообщения проверены, но оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а тем более возбуждения уголовных дел нет! Надеюсь, что наши коллеги из УВД смогут опровергнуть эти данные. Но при таком подходе, мы навряд ли можем рассчитывать на поддержку общественности. Вместе с тем, я должен отметить, что опираясь на опыт работы колл-центра, можно говорить, что люди готовы сотрудничать и быть помощниками ОБНОН в борьбе с этим злом. Мы не имеем права потерять доверие наших сограждан! Итак, в проекте региональной программы по борьбе с наркоманией 4 ключевых блока: деятельность правоохранительных органов;  здравоохранение, образование,  общественный блок (молодежные, общественные, спортивные организации, плюс медиа-поддержка). По каждому из этих направлений выступит профильный специалист с конкретными планами по решению проблемы, я же акцентирую внимание на «идеологии» работы по каждому вектору.

I. Здравоохранение. Вопреки традиционной логической связи: «здравоохранение – наркология – лечение наркозависимых» на первое место в этом блоке мы ставим необходимость создания системы раннего выявления наркозависимых. Чтобы уже при первых случаях употребления зелья мы узнавали, что ребенка или молодого человека втягивают в беду. Для этого по опыту западных стран предлагаем вместе с медобследованием проводить также экспресс-тестирование на наркотики. Такие экспресс-тесты производит и наша «Фармация», они стоят в пределах 20-30 гривен. Подчеркну, что никакого ущемления прав детей здесь нет. К слову, его не видят ни в Европе, ни в Америке, где это обычная практика. И задача педагогов и медиков – убедить, объяснить родителям – насколько важно защитить их детей. Ведь некоторые родители, надо признаться честно, просто боятся об этом говорить, они не допускают даже мысли о том, что эта беда может коснуться их чада и просто прячут голову в песок. В рамках решения этой задачи мы должны обучить всех врачей – от хирургов, инфекционистов до участковых  терапевтов – основам наркологии и методикам выявления накрозависимых. Не менее важная задача здравоохранения – это разработка эффективных программ по первичной профилактике наркомании, методик выявления и оказания помощи ребятам из «групп риска» в учебных заведениях.  Эти меры, кроме всего прочего, дают впечатляющий экономический эффект – одна гривна, вложенная программу профилактики, приносит минимум десять гривен экономии на лечении заболевания. А чтобы не  допустить перехода подростка из «группы риска» в группу диспансерного наблюдения медикам необходимо обеспечить тесную взаимосвязь, взаимный обмен информацией со школьными психологами, социальными педагогами, и родителями. Лечение наркомании – это уже та стадия, где мы практически ничего не можем изменить. Но и тут нужно внедрять новые методики, искать новые формы лечения, адаптации наркозависимых.

II. Образование.

Одной из важнейших задач для системы образования является организация мониторинга наркологической ситуации в учебных заведениях области, оценка распространения  употребления психоактивных веществ среди учащихся.  Для обеспечения действенного мониторинга необходимо разрабатывать эффективные психологические методики выявления «групп риска» в учебных коллективах и проводить целенаправленную психокоррекционную работу с этой группой ребят. Необходимо подчеркнуть, что вопрос определения «группы риска» является главным и, прежде всего, потому, что   технологии   профилактики для  здоровых, устойчивых ребят и технологии работы с подростками и молодежью  из «группы риска» принципиально разные. В настоящее время  в большинстве стран мира применяются именно технологии дифференцированной первичной профилактики наркологических заболеваний. Например, в США существует институт социальных консультантов, которые входят в штат многих учебных заведений, в Евросоюзе действует европейская программа «помощи на рабочих местах». Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, разрабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Подобные технологические подходы необходимо внедрять и в образовательную среду Луганской области. Как показывают проводимые ежегодно  социологические опросы учащейся молодежи, слабым и проблемным местом является недостаточная информированность молодых людей о негативных последствиях для здоровья употребления наркотических и других одурманивающих средств. Стабильно от 18 до 24% опрошенных указывают на то, что они слабо информированы по этим вопросам. А от 6 до 8% анкетируемых сообщают, что морально готовы попробовать наркотик, в поиске новых ощущений. Как показывает практика, проблема свободного времени и занятости учащихся во внеурочное время является одной из важнейших в системе первичной профилактики. К примеру, в Луганске только 42% учащихся охвачено разными формами занятости, и это недопустимо мало, а регулярно занимающихся спортом и того меньше – в среднем по области всего лишь 9%. В других городах и особенно в районах и того меньше. Но это, как мы все понимаем, не только проблема педагогов, а прежде всего проблема политических руководителей наших территорий. И я прошу обратить на это особое внимание. Одним из важнейших аспектов антинаркотической работы в  системе образования является подготовка самих учителей. В курс переподготовки учителя должны быть внесены специальные программы по профилактике наркомании и выявлению групп риска. Современный педагог должен владеть современными методиками. И еще один важный момент хотелось бы поднять в своем выступлении. Почему бы нам не воспользоваться опытом той же Российской Федерации. По предложению Президента России Д.Медведева в Уставы многих высших учебных заведений страны вводится пункт о недопустимости потребления наркотических средств учащимися ВУЗа. Человек, замеченный в употреблении наркотиков,  автоматически отчисляется из университета. Жестко? Но как иначе создать нетерпимое отношение общества к наркотическим веществам вообще, и к их потребителям в частности? И ведь все это в рамках Конституции и Закона.

III. Направления работы в системе учреждений молодежи, семьи и спорта.

Основной стратегической задачей для учреждений молодежи, семьи и спорта является направить энергию молодых людей в нужное русло. Здесь необходимо исходить из того, что всеобщая детская и молодежная занятость – это один из основных фундаментных блоков первичной профилактики и алкоголизма и наркомании. В каждом городе и районе должна быть разработана программа по этому направлению, ежегодно в бюджете городов и районов должны закладываться реальные деньги на развитие инфраструктуры молодежного досуга. Реальным помощником для вас в этом вопросе должны стать отделения организации «Спорт для всех», именно на них можно возложить функции организации спортивных мероприятий и управления существующей инфраструктурой. Организация и качественное проведение летних оздоровительных кампаний для детей является неотъемлемой частью нашей общей стратегии. К сожалению, как показывает практика, очень многие ребята именно в лагерях отдыха впервые пробуют и сигарету, и другие одурманивающие вещества. Но когда и при каких обстоятельствах это происходит? Тогда, когда подростку нечем заняться, когда ему в лагере неинтересно. Соответственно, нам необходимо добиться максимальной занятости детей и подростков во время летнего оздоровительного периода, сделать их пребывание в лагерях интересным¸ насыщенным, полезным. А также реализовать в лагерях программы по антинаркотической пропаганде и информированию. Но эффективными могут быть только тогда, когда они соответствуют их ожиданиям, понятны и интересны.   Руководителям территорий не следует также упускать из вида, что школьной и университетской скамьей работа по профилактике, предотвращению наркомании в молодежной среде не заканчивается. Это значит, что и занятость молодых людей, обеспечение их первым рабочим местом тоже следует рассматривать с точки зрения того, как это поможет нам снизить наркотизацию молодежи.

IV. Основные направления информационной противонаркотической политики.

При подготовке проекта Региональной противонаркотической программы были четко обозначены проблемы информационного сопровождения профилактической антинаркотической работы. Мы сегодня исходим из явного дефицита программ, направленных на утверждение, пропаганду здорового образа жизни. Также очевидно минимальное присутствие социальной рекламы в электронных средствах массовой информации. Вместе с тем, телезрителю (ведь будем откровенны: газеты молодежь почти не читает) навязывается миф об эффекте от наркотиков: безбашенность, легкость, мир цветет всеми цветами радуги… При этом подтекстом зачастую идет отождествление молодости и наркотиков. А вот ужасающие последствия этого отходят в медиа на второй, если не на третий план… Исходя из этого мы сформулировали свои подходы, вырабатывая антинаркотическую информационную стратегию. Она базируется на ранжировании как потребителей информации, так и ее ретрансляторов. Мы уже начали разработку нескольких системных медиа-проектов, ориентированных на разную целевую аудиторию и, соответственно, различные виды средств коммуникации. На первом месте для нас, безусловно, молодежная аудитория, а значит, ТВ и Интернет-СМИ. Поэтому наиболее востребованы новые технологии информационной войны с наркоманией – нестандартные подходы, интересные сюжеты и ранее не использовавшиеся формы антинаркотической пропаганды. Приведу только один пример: по нашему мнению, одной из самых эффективных технологий в этом плане будет использование возможностей социальных сетей – «Одноклассники», Facebook, «В контакте». Образно говоря, антинаркотические мэсседжи для молодежи должны быть именно там, где молодежь, собственно, и находится, а не в газете «Сільські вісті». А вот в таких газетах, нисколько их не обижая, мы планируем размещать материалы, ориентированные на родителей. Завершая доклад, не могу не коснуться еще одной темы. На наш взгляд, назрела необходимость пересмотра законодательства в сфере борьбы с наркоманией. И об этом нужно говорить открыто, на всю Украину. В этом плане мы очень рассчитываем на поддержку на уровне Министерства здравоохранения. Приведу пример. В Японии за прием сильных наркотических средств грозит лишение свободы до 10 лет, более мягких – до 3 лет; во Франции – до 2 лет либо штрафная санкция. Фактически мы поднимаем вопрос об ужесточении норм  отечественного законодательства. Мы планируем в рамках антинаркотического координационного совета серьезно отработать ряд предложений в законодательство и внести их для начала на рассмотрение министерств. Однако среди необходимых мер, уже неоднократно обсуждавшихся с коллегами, – и принудительное лечение наркозависимых. Ведь общеизвестно, что наркозависимые – двигатели всей системы преступного наркобизнеса. По экспертным оценкам ООН, один наркоман, помимо совершения многочисленных правонарушений, приобщает за свою жизнь к наркопотреблению от 10 до 20 человек. Нужно сделать употребление наркотиков исключительно неудобным. Наркоман должен знать, какие последствия ожидают его за поведение. Сейчас уже очевидно, что либеральная модель противонаркотического законодательства в Украине явно не срабатывает. «Рубить с плеча» мы не предлагаем, но выносим этот вопрос в формат открытой дискуссии на всеукраинском уровне.

Уважаемые коллеги! Все, о чем я сегодня говорил – это, прежде всего, задачи, которые я ставлю перед собой. Но без командной, сплоченной работы всех служб реализовать ни одну из них не удастся. От этой беды не застрахован абсолютно никто. В том числе, и сидящие в этом зале. Но когда она появится на пороге – может быть уже поздно! А значит, наша главная задача – победить равнодушие. Причем независимо от того – в семьях, или в чиновничьих кабинетах.