05 червня 2012, 12:28

Трудный путь воды.

Прежде чем попасть в кран на нашей кухне или в ванной, вода проделывает большой путь. Особенно — в нашем регионе. И редко кто, кроме профессиональных водников, его себе представляет. Бесстрастные цифры — воду в области доставляют на расстояние в 240 километров и подают на высоту до 340 метров — для абсолютного большинства малоинтересная статистика. Зато многие помнят: у прадедов за воду даже спасибо не принято было говорить, считалось, что она – Божий дар, один на всех. Увы, но с тех пор как люди стали селиться не только вдоль благодатных рек, все изменилось. И нынче жизненно важный для человека ресурс даже за спасибо не найдешь…

Чтобы земляки своими глазами увидели, как непросто на Луганщине добыть и доставить воду до потребителя, «Лугансквода» организовала экскурсию — от водозабора и до крана в квартире – для полномочных представителей громады, депутатов городского Совета Первомайска. В этом городе есть улицы, где централизованное водоснабжение отсутствует с января.

— Хуже всего, что не соблюдается график подачи воды, — рассказала депутат горсовета Татьяна Сенная. — Люди не могут подстроиться.

Приняли участие во встрече и депутаты областного Совета — члены рабочей группы, созданной для контроля за тем, как концессионер, ООО «Лугансквода», выполняет на предприятии инвестиционные обязательства: первый заместитель председателя облсовета – руководитель группы Евгений Харин, его коллеги Александр Андриянов, Юрий Кравченко, Андрей Недовес, Виктор Павлов. На недавнем заседании сессии, к слову, договорились – на одном из ближайших заслушать отчет представителя компании-инвестора о том, что сделано для улучшения водоснабжения региона, и о планах дальнейшей работы. Но ведь не зря говорят: лучше один раз увидеть. Вот и поехали, чтобы иметь полное представление, основанное на том, что увидели в реальной жизни, а не на страницах официального отчета…

От Западной фильтровальной станции Первомайск расположен сравнительно недалеко — меньше чем в полусотне километров. Знакомство с ней гости начали с насосной станции первого подъема. Это фактически единственное место в области, где воду берут из поверхностного источника, прямо из Северского Донца. Зато это — самый большой источник: тут добывают 30 процентов всего ресурса, который потребляет Луганщина.

— В рамках выполнения инвестиционной программы мы заменили здешние насосы на менее энергоемкие, что позволило нам почти в полтора раза сократить потребление электроэнергии, — подчеркнул директор Западной фильтровальной станции Юрий Трегуб.

Однако и это сравнительно экономичное оборудование использует ее примерно столько же, сколько небольшой городок. Шутка ли — поднимать сотни тысяч кубометров воды на многие десятки метров?!

Показали депутатам и резервуары, в которых вода отстаивается до и после очистки. Ту, что прошла все стадии фильтрации и обеззараживания, желающие даже попробовали и одобрили.

— То, что наша вода безопасна, гарантирую, — заявил Юрий Трегуб. — Каждые полчаса делаем замеры, чтобы подтвердить ее качество.

Впрочем, позже водники все же напомнили гостям: даже в странах, которые традиционно относим к высокоразвитым и благополучным, в краны не подают питьевую воду. Нецелесообразно это и экономически, и по существу: для питья и приготовления пищи мы берем всего пять процентов воды, остальная после стирки, мытья посуды и прочего сразу же уходит в канализацию. А мыть раковину водой, очищенной до стандарта питьевой, прагматичные и рачительные иностранцы считают роскошью непозволительной. И справедливо считают!

Отдав должное объемам усилий, затрат и инженерных решений водников, депутаты Первомайского горсовета все же настаивали на ответе на свой главный вопрос: как увеличить время подачи воды во все части города?

— Есть возможность подавать вам воду по 18 часов в сутки, — заверил их Юрий Трегуб.

Уточнив: понадобится провести не такой уж и дорогостоящий комплекс работ и… несколько месяцев.

Представители громады воспользовались случаем и назвали конкретные адреса, где воды нет, причем нет очень давно, и особого беспокойства по этому поводу местные водники не испытывают. В числе таких, например, поселки Альберт, Сокологоровка.

— Это частный сектор? — поинтересовался Евгений Харин.

— В основном.

— У «Луганскводы» есть опыт, когда старые разводящие сети меняют с участием жителей. Народ покупает трубы, предприятие дает технику и рабочих, бесплатно выполняет монтажные работы. А стоимость труб людям засчитывают в оплату за воду, — рассказал Евгений Николаевич. — Так уже сняли проблемы по частному сектору Брянки и Кировска.

Итогом общего разговора стало решение: руководство Первомайска и «Луганскводы» разработает план мероприятий по обеспечению нормального водоснабжения города в объеме не меньше чем по 10 часов в сутки и представит его членам контрольной комиссии облсовета на заседание, запланированное на 22 июня. После чего все вместе приступят к его реализации.

— Если скажу, что концессионер четко и в полном объеме выполняет все, что записано в договоре, покривлю душой. Причиной этому, надо сказать — в основном, объективные обстоятельства, в частности, экономический кризис. Но сдвиги в решении проблем водоснабжения области есть. И об этом говорят в том же Первомайске, который мы посетили, — отметил, подводя итоги встречи, Андрей Недовес. — То, как было до концессионера, и как есть сейчас, — ночь и день. Люди работают. И поэтому депутаты облсовета для них всегда были и будут союзниками, а не критиканами-пустословами.

И этот конструктив в отношениях выгоден всем.

В первую очередь — потребителю.

Елена Бугаец. Материалы областного совета