|
||
20 березня 2013, 15:14Комитетские слушания |
||
Директор Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства облгосадминистрации Голуб А.И. принял участие в слушаниях Комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Верховной Рады Украины по вопросу «Проблемные вопросы реализации Закона Украины об особенностях передачи в аренду или концессию объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, которые находятся в коммунальной собственности». Он сообщил, что вопросы, рассматриваемые сегодня на комитетских слушаниях, имеют большую актуальность для Луганской области. Луганская область, одной из первых в Украине, в 2008 году приняла решение о передаче в концессию объектов водного хозяйства. В результате маловодности промышленных южных районов области, технология добычи и подачи питьевой воды в распределительные сети, отличается от многих регионов страны и состоит из двух этапов. Первый – добыча и транспортировка ее на дальние расстояния до 240км и на высоту до 340м к населенным пунктам области магистральными водоводами диаметром 700-1400 мм. Второй – распределение воды по разводящим сетям населенных пунктов области. В результате себестоимость водоснабжения состоит из затрат первого и второго этапов. Для обеспечения региона водой осуществляется многоразовая (до 7 раз) переброска больших объемов питьевой воды по территориям горных выработок. В большинстве населенных пунктов износ основных фондов составляет 70-100%. С целью обеспечения стабильного водоснабжения населения области 21.04.2008 года областной совет заключил договор концессии с ООО «Лугансквода». Концессионером в рамках договора концессии, целенаправленно реализовывалась инвестиционная программа. Вместе с тем общая сумма инвестиций в объекты концессии за весь период действия договора составила 107,9 млн.грн из 756,7 млн.грн, предусмотренных концессионным договором. Поэтому в конце 2012 года концессионный договор был расторгнут из-за ряда причин. Одина из основных - это тарифообразование. В ст.10 Закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», ст.31 Закона о «Жилищно-коммунальных услугах», ст.10 «О концессии» сказано, что тарифы должны быть экономически обоснованы. Однако, принятие экономически справедливых тарифов вызывает отрицательное отношение населения и депутатов, поэтому понимания прав инвестора нет. Концессионер работал на тарифах, покрывающих затраты только на 60-70 % себестоимости, при обязательном требовании договора – 100% оплата концессионных платежей. Однако из-за несбалансированной себестоимости инвестор вынужден был решать основные вопросы текущей деятельности за счет наращивания задолженности по инвестициям. Справочно - вложив средства и получив экономический эффект в виде экономии электроэнергии 25% от потребляемой, вся сумма экономического эффекта ушла на покрытие роста цен на энергоносители, заработной платы и материальных ресурсов. Порядок тарифов принятый в 2011 году ( № 869 от 1.07.11) не работает. Так пунктом 8, предусмотрено что средства от экономии электроэнергии должны направляться на дальнейшее развитие, погашение процентов за пользование инвестициями и самих инвестиций. На уровне министерства данные вопросы не отрегулированы, не предложена дорожная карта (пошаговое движение концессионера) в выполнении концессионных обязательств при различных условиях государственной поддержки и паритетная ответственность Концессиедателя. Согласитесь очень сложно одновременно соблюдать интересы громады и экономического развития предприятия. Пунктом 10 Закона «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг» предусмотрено установление тарифов регулятором ниже экономически обоснованных затрат на их производство. Однако Постановление в котором должен прописан механизм компенсации отклонений между установленных тарифом и затратами не принято. После вступления в силу Закона Украины «О государственно-частном партнерстве» открылись перспективы для более динамичной реализации инвестпрограммы за счет государственных средств и средств инвестора. Пример совместного участия государства и концессионера - это строительство комплекса Фильтровальной станции на площадке действующей Петровской насосной станции с применением современных систем доочистки и обеззараживания воды. Общая стоимость первого этапа строительства - 33.5 млн. грн, из них концессионер вложил 21.9 млн. грн, госбюджет -11.6 млн.грн. Это служит практическим подтверждением того, что концессия является эффективной формой государственно-частного партнерства. Такая форма сотрудничества, доказавшая свою жизнеспособность на практике, нуждается в дальнейшей государственной поддержке путем предоставления государственных гарантий и финансирования согласно государственным программам. Однако на сегодня остается ряд вопросов, которые мешают работе концессионера. Так, в принятых изменениях (3687-17) к Закону «О Концессии» остаются не урегулированы на государственном уровне следующие факторы: это - несбалансированность тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения. Так и сегодня действующие тарифы на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения покрывают затраты предприятий в целом на - 64,3 %, а по тарифам для населения – на 56% за счет: - увеличение стоимости электроэнергии за период действия тарифов на 110%; рост уровня минимальной заработной платы на 89%; увеличение стоимости материалов, ГСМ от 57 до 155%. В связи с этим давно возникла необходимость в принятии механизма, автоматической корректировки тарифов при повышении цен на основные составляющие себестоимости. На разрывах времени между повышением цен на электроэнергию и пересмотров тарифов на услуги - предприятия несут убытки, что ведет к отсутствию оборотных средств на ликвидацию аварий, не говоря о планово- предупредительных ремонтах и снижается качество оказываемых услуг. Учитывая динамику подорожания электроэнергии любой тариф, даже принятый достаточно оперативно, будет устаревать очень быстро – и, соответственно, рентабельными предприятия ЖКХ не будут, а следовательно - концессионеры там задерживаться не станут. Также необходимо для предприятий, имеющих сложную технологическую схему водоснабжения, (как в Луганской области) предусмотреть поддержку государственного бюджета на транспортировку по магистральным водоводам питьевой воды до населенных пунктов. Сегодня этот вопрос частично решается за счетвыделения из государственного бюджета на частичную компенсацию затрат электроэнергии, связанной с переброской воды на дальние расстояния. Но частичная компенсация затрат не решает проблемы и не приближает тарифы для населения до уровня средних по стране. Для решения этого вопроса по Украине необходимо более 800 млн.грн. В бюджете Украины на 2013 год предусмотрено 400 млн.грн, при этом только для нашей области для компенсации затрат электроэнергии на переброску необходимо более 140 млн. грн в год, а для исключения из тарифа всех затрат по переброске необходимо более 300 млн.в год. Еще один важный вопрос - это замена изношенных магистральных сетей. Мы неоднократно выходили на Министерство с инициативой реализации проекта при государственной поддержке в замене межрайонных (магистральных) сетей диаметром от 1400 до 500 мм. Для решения этого вопроса необходимо принять конкретную программу участия государства, местных советов и концессионера, что позволит существенно снизить потери на магистральных водоводах. До принятия специального закона «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения, которые находятся в коммунальной собственности» концессионер имел право по согласованию с Концессиедателем заключать договора аренды, займа, управления имуществом, переданного в концессию. Сейчас этот закон запрещает концессионеру передавать полностью или частично третьим лицам имущественные права, которые определены договором концессии, поэтому концессионер несет прямые затраты на содержание имущества, которое ему передано, но необходимости в его использовании нет. Согласно закону, изменение в составе имущества, переданного в концессию, возможно только путем его списания. А как решать вопрос, если оно пригодно для дальнейшей эксплуатации и потребность в нем испытывают другие субъекты хозяйствования? Кстати, на это имущество также начисляются концессионные платежи. Следующая проблема – это бесхозные сети. Существующий порядок приобретения права собственности на бесхозную вещь занимает более одного года и проходит через решение суда. Необходимо сократить процедуру передачи бесхозных сетей в коммунальную собственность, сделать ее простой и оперативной, например: по решению органов местного самоуправления. В Луганской области эксплуатируются более 800км. водопроводных и более 65 км бесхозных канализационных сетей. При этом Концессионер фактически был вынужден их обслуживать, но не мог отражать затраты до принятия безхозных сетей в коммунальную собственность. Это касается не только водопроводных и канализационных сетей, но и линий электро- газоснабжения и дорог, расположенных в населенных пунктах. Подобных проблем, связанных с несовершенством законодательства существует множество. Наиболее острые из них - это оформление концессионером аренды земельных участков под объектами концессии и переоформление транспортных средств. Нет единого подхода в определении категории земель при расчете арендной платы за пользование земельными участками под объектами концессии. Арендная плата, устанавливаемая концессионеру в разных населенных пунктах, может разниться в сотни раз, а эти затраты включаются в тариф. В настоящее время нет механизма перерегистрации транспорта за концессионером в связи с ликвидацией юридического лица, имущество которого передано в концессию. Областной совет обращался в Кабинет Министров Украины с просьбой о внесении изменения в действующее положение о регистрации транспорта. Однако до настоящего времени этот вопрос не решен. В результате концессионеры вынуждены использовать транспорт без надлежащего оформления.
И еще об одном, в нашей области кто круглосуточно с водой, к концессионеру относятся с недоверием, а у кого воды не было многие годы, совместно с концессионером и местными советами участвуют в замене сетей, прокладке новых. Такие начинания, как участие населения в обновлении основных фондов, положены в Перевальском районе, Славяносербске, Антрацитовском и других. В этом случае на Законодательном уровне не решены вопросы: какие тарифы применять к данной категории населения, имущественные вопросы. На наш взгляд инвестиции со стороны населения – это самая реальная помощь в восстановлении социальной сферы. И этим первым проявлениям участия населения необходимо придать государственную поддержку и обеспечить заинтересованность населения. Остаются не решенные вопросы и по налогообложению, почему то в Налоговом кодексе есть послабления к энергетическому комплексу и абсолютно удавкой на деятельность тепло-водоснабжающих предприятий. Работая на убыточных тарифах предприятия не имеют оборотных средств на полную оплату электроэнергии, а в налоговом учете может брать затраты только за оплаченную электроэнергию, это относится и к НДС. И получается парадокс, убыточное предприятие в налоговом учете прибыльное. И еще, согласно п. 140.3 статьи 140 раздела III Налогового кодекса Украины в расходы предприятия не включается сумма фактических потерь товаров, кроме потерь в границах норм природной убыли или технических (производственных) потерь и потерь с разбалансировки природного газа в газораспределительных сетях, что не превышают размер, определенный Кабинетом Министров Украины или уполномоченным им центральным органом исполнительной власти, либо другим органом, определенным законодательством Украины. Согласно п.14.1.191 статьи 14 с целью применения термина „снабжение товаров” электрическая и тепловая энергия, газ, пар, вода, воздух, охлажденный или кондиционированный, считаются товаром. Таким образом, в водопроводно-канализационном хозяйстве под потерями товаров понимаются потери воды. Согласно приказа госбудкомунхоза от 17.02.04 №33 «Об утверждении Отраслевых технологических нормативов использования питьевой воды на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства Украины”, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 07.12.2004 года за №1557/10156 та приказа Госкомитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.04.04р. №33 товарная вода должна быть не выше 300 куб. м/1000 куб. м или 30 процентов. Осуществляя переброску воды магистральными водоводами на расстояние около 240 км в южные регионы области - эта вода не является товарной, поэтому потери воды при переброске не лимитируются 30 процентами, а рассчитываются согласно выше указанного приказа. Несмотря на выполнение инвестиционных мероприятий, физический и моральный износ трубопроводов значительно опережает темпы их замены и санации, что приводит к увеличению потерь воды и сбоев в водоснабжении. Таким образом, объем потерь в водопроводном хозяйстве области, который превышает нормативные потери, считается сверхнормативными потерями, сумма которых, соответственно действующему законодательству, не включается в расходы налогового учета, что ведет к увеличению прибыли, а тем самым налога на прибыль. С целью предоставления возможности предприятиям водопроводного хозяйства по внедрению мероприятий замены распределительных и магистральных сетей за счет инвестиционных средств и средств других источников необходимо включить предприятия водоснабжения и водоотведения в перечень предприятий, для которых правила пункта 140.3 не применяется, до окончания выполнения Инвестиционной Программы. И еще об одном, в налоговом Кодексе есть прекрасные перспективы для предприятий привлекать инвестиции и выполнять Инвестиционные программы и в этом случае предприятия освобождены от налогообложения прибыли на сумму привлеченных инвестиций. Однако как и во всех случаях механизм применения данного положения не прописан. Поставленные сегодня вопросы требуют оперативного урегулирования на государственном уровне. Это позволит сделать государственно – частное партнерство более эффективным, а механизмы взаимодействия партнеров четко отлаженными. |
||