13 июля на сессии Луганского областного совета депутаты рассмотрели вопрос о выделении из областного бюджета средств на формирование региональных ресурсов продовольственного зерна.
«Формирование регионального зернового запаса позволит создать в области цивилизованный рынок зерна и предотвратить работу теневых схем и структур на этом рынке», – прокомментировал ситуацию начальник Главного управления агропромышленного развития Луганской облгосадминистрации Александр Ольшанский
По его словам, хозяйства области уже 13 дней ведут уборку урожая ранних зерновых и зернобобовых культур. На сегодня урожай ранних зерновых собран со 171 тыс. га, что составляет 48% к прогнозу. При этом посевы озимой пшеницы убраны с площади 143 тыс. га (66%). Средняя урожайность составляет 20,8 ц/га, пшеницы – 21,3 ц/га. Всего намолочено 352 тыс. тонн зерна, в том числе пшеницы – 312 тыс. тонн. При этом на хлебоприемные предприятия поступило только 60 тыс. тонн зерна пшеницы, остальное находится в хозяйствах. «Учитывая, что урожайность зерновых в южных областях Украины значительно ниже нашей, есть все предпосылки для массового легального и нелегального перемещения зерна в эти регионы», – предположил Александр Ольшанский. Также он подчеркнул, что ситуация, которая складывается с зерновыми культурами и, в первую очередь, с озимой пшеницей требует как никогда прежде тщательной отработки вопросов, связанных с обеспечением в текущем году населения области мукой и хлебом.
Александр Ольшанский напомнил, что статья 12 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» определяет региональные ресурсы зерна, как составную часть зерновых ресурсов Украины. Статья 17 вышеуказанного Закона регламентирует пути формирования и мотивацию создания региональных ресурсов зерна через заключение договоров на аккредитованных биржах за счет средств бюджета региона. Для нашей области доведена потребность на текущий маркетинговый год 78 тыс. тонн. Чтобы прекратить практику формирования регионального рынка зерна только на бумаге, Кабинет Министров Украины внес ряд изменений в порядок декларирования зерна. В частности, каждый субъект хранения обязан ежемесячно указывать в декларации принадлежность зерна: Госкомрезерв, Аграрный фонд, региональный ресурс, собственное зерно и т.д. В связи с этим отсекаются все возможности необоснованного присвоения зерну статуса «регионального».
Чтобы в дальнейшем избежать ситуаций спонтанного и непрогнозируемого повышения цен на хлеб и муку и на основании изменений нормативно-правовой базы по поручению председателя облгосадминистрации Александра Антипова Главным управлением агропромышленного развития совместно с Главными управлениями экономики и финансов подготовлены предложения по формированию областного ресурса продовольственного зерна на 2007/08 маркетинговый год. По словам Александра Ольшанского, аналогичная работа уже проведена в Одесской, Полтавской, Днепропетровской областях и Киеве.
Суть их в том, что объем неснижаемого запаса должен сформироваться реально. Заниматься этим будут определенные администрацией операторы зернового рынка. Предполагается, что это будут ЗАО «Агротон», ОАО «Луганскмлын», ОАО «Коровай», которые имеют достаточные мощности по хранению и переработке зерна, а также выпечке хлеба (около 60 % потребляемого в области объема). Они имеют возможность взять кредиты на закупку и переработку зерна в Луганской области, а также при необходимости – на его завоз из других областей до 15 августа текущего года, как предусмотрено постановлением Кабинета Министров.
Операторы зерна должны будут заключить с облгосадминистрацией договоры, регламентирующие объемы, сроки использования зерна, ценовую политику и т.д. Это зерно будет считаться региональным запасом, если на его закупки будут использованы средства бюджета области.
Из всех вариантов использования выделенных из бюджета средств, экономисты облгосадминистрации считают наиболее целесообразным 50%-ую компенсацию операторам зерна процентных ставок за кредиты, взятые на его закупки при условии, что они не будут превышать 18% годовых. «Это позволит безболезненно закупить цивилизованным путем значительные объемы продовольственного зерна, в данном случае после проработки с потенциальными операторами – до 100 тыс. тонн, – уверен Александр Ольшанский. – Мы не исключаем и других механизмов использования бюджетных средств и внимательно проанализируем все предложения».
«Таким образом, по сути дела впервые мы создаем в области цивилизованный рынок зерна, предотвратив работу теневых схем и структур на этом рынке», – заявил он. Данный механизм не предполагает ломки уже сложившихся связей предприятий – производителей хлеба в части поставок муки из других регионов или других источников внутри области, если они более выгодны для хлебопеков.
При этом Александр Ольшанский отметил, что в предлагаемом механизме задача городских и районных органов власти – сформировать цельную программу обеспечения своего региона мукой и хлебом. Для этого – четко разобраться по каждому хлебопекарному предприятию, обеспечивающему город или район хлебом, с объемами выпечки, источниками поступления муки, проработать вопросы ценообразования.
«Наша задача иметь ресурсы зерна на областном уровне, удовлетворять потребности в муке мелких и средних хлебопекарных предприятий, а так же розничной торговли и таким образом устранять предпосылки для ажиотажного спроса и неконтролируемого роста цен», – подчеркнул Александр Ольшанский.
|