По мнению председателя Луганской облгосадминистрации Александр Антипова, комплекс нерешенных экологических проблем депрессивных угольных территорий Луганщины влекут за собой серьезные демографические последствия. В ходе совещания по решению проблем, вызванных массовой ликвидацией угольных предприятий в области, он отметил, что за 8 лет область перечислила в Государственный фонд охраны окружающей природной среды 163 млн. грн., а получила на решение экологических проблем чуть более 10% от этой суммы – всего 17 млн. грн. Как следствие − Луганщина, в первую очередь шахтерские регионы, фактически являются зоной экологического бедствия.
Так, после закрытия и затопления шахт «Победа» и «Суходольская» в поселке Малый Суходол начались активные сдвиги земной поверхности. В результате дома местных жителей буквально уходят под землю и разваливаются. Более 30 строений признаны аварийными. На их восстановление нужно 330 тыс. грн. Однако Минуглепром вот уже несколько лет отказывается выделять деньги на ремонт аварийного жилья.
На территории области находятся 518 угольных терриконов, из них 77 горят. Рядом с этими дымящимися отвалами находится 5,5 тыс. домов, жители которых вынуждены дышать ядовитыми выбросами. В Свердловске есть горящие терриконы в центре города.
Состояние окружающей природной среды напрямую влияет на здоровье населения. В то же время вместе с шахтами были закрыты 54 лечебных учреждения и фельдшерских пункта. Лишившись градообразующих предприятий, жители посёлков Сабовка и Замковка остались практически без медицинской помощи. После ликвидации подстанции скорой помощи в посёлке Ломоватка жители еще 5-ти близлежащих населённых пунктов ощутили на себе резкое ухудшение оказания первой и неотложной медицинской помощи, поскольку расстояние и время прибытия бригад «неотложки» увеличилось в несколько раз.
«Неудивительно, что состояние здоровья населения в шахтёрских городах и посёлках характеризуется значительным ростом запущенных сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний», − отметил Александр Антипов.
По его словам, резкое снижение материального благосостояния молодых семей, в свою очередь, привело к снижению рождаемости. В результате такой сложной социально-демографической ситуации в области произошло естественное сокращение работоспособного населения. В первую очередь это касается проблемных регионов, где за последние годы количество жителей уменьшилось на 25 – 35%.
В шахтерских городах и посёлках количество детей за 10 лет уменьшилось на 57%. В то же время число сирот выросло с 4-х тысяч до 5,5 тысяч. В 1996 году здесь работало 203 детских сада, из которых за последние 10 лет закрыт 81. Вместе с тем пришлось открыть 9 приютов, через которые за это время прошло 10 тысяч бездомных детей. Школы депрессивных территорий заполнены всего на 35 – 45%, в связи с чем вынужденно продолжается процесс их закрытия. Сегодня органы местного самоуправления вынуждены организовывать подвоз учеников порой за десятки километров. В свою очередь на школьный автобус нужны деньги, которых тоже нет в местных бюджетах. Особенно остро эта проблема стоит в пяти шахтёрских городах областного значения (Антрацит, Красный Луч, Первомайск, Стаханов, Свердловск). Здесь же закрыто 35 клубов и 51 библиотека. То есть, половина ведомственных учреждений культуры при передаче территориальным громадам была ликвидирована. Что касается спортивных сооружений, то у местных властей просто нет средств на их содержание.
По мнению Александр Антипова, для решения всего комплекса проблем, накопившихся на территориях, пострадавших от закрытия шахт, необходимо объединить усилия угольного местной, областной и центральной властей.
|