Первый заместитель председателя облгосадминистрации Эдуард Лозовский, комментируя ситуацию на КП «Алчевскпастранс», отметил, что проблемы, которые подвигли работников предприятия на крайние меры, копились давно.
«Областное руководство неоднократно обращало внимание Алчевского городского совета на необходимость принятия действенных решений, которые бы не допускали углубления кризиса на «Алчевскпастрансе». Положение с задолженностью по заработной плате на предприятии неоднократно рассматривалось на заседаниях областной комиссии по погашению долгов по зарплате и другим социальным выплатам. Мы, кстати, приглашали на эти заседания, как руководителей предприятия, так и представителей собственника – должностных лиц Алчевского горсовета», – отметил первый замгубернатора.
По славам Эдуарда Лозовского, проблемы предприятий электротранспорта схожи во всех городах области. И первопричина их в том, что этот вид транспорта популярен преимущественно среди льготных категорий населения. Согласно закону затраты на льготный проезд должно компенсировать государство. И именно здесь начинается поиск виновных. И руководители коммунальных предприятий, и их собственники упирают на то, что государство сознательно недоплачивает сумму компенсаций, тем самым ставя предприятия на грань банкротства.
«Когда же начинаем разбираться глубже, оказывается, что все не так однозначно, как это хотят представить местные власти. Например, возникает вполне закономерный вопрос: почему в троллейбусах ездят только льготные категории граждан? Оказывается потому, что по этим же направлениям следует множество автобусов и маршрутных такси. Но если они «перехватывают» потенциальных платежеспособных пассажиров горэлектротранспорта, то зачем городской совет объявляет конкурс на маршруты, которые совпадают с маршрутами троллейбусов? Да, с компенсацией льготного проезда проблемы, несомненно, есть, но вопрос в том, что местное руководство пытается на ней спекулировать, переводя стрелки на государство и умалчивая о своей доле ответственности по организации пассажирских перевозок», – подчеркнул Эдуард Лозовский.
По его убеждению, именно из-за такого подхода ситуация приобретает крайние формы, как это случилось в Алчевске, когда работники коммунального транспортного предприятия через забастовку были вынуждены отстаивать свои законные права на своевременную оплату труда.
«Так часто случается, что подвиги одних – это следствие халатности других. И Алчевск это наглядно демонстрирует. Для того чтобы стабилизировать ситуацию на предприятии и люди смогли получить заработанное, потребовалось вмешательство председателя облгосадминистрации Владимира Пристюка и привлечение различных областных контрольных органов. В результате, Алчевску выделена дополнительная субвенция на компенсацию льготных перевозок в размере 248 тыс. грн. Еще 862 тыс. грн. выделил сам Алчевский городской совет из своего бюджета на погашение долгов по зарплате за октябрь и ноябрь. 28 февраля состоится сессия горсовета, решением которой на счет «Алчевскпастранса» будут перечислены еще 1552 тыс. грн., которые закроют долги перед работниками за декабрь и январь. Эти меры позволят остановить нарастание конфликта на предприятии», – проинформировал первый заместитель председателя облгосадминистрации.
В то же время, отметил Эдуард Лозовский, несмотря на объявленную забастовку, пассажирское движение в городе не прекращалось. Службы, отвечающие за организацию работы общественного транспорта, оперативно среагировали.
«Половина троллейбусов вышла на линию в день забастовки, что говорит о высокой социальной ответственности трудового коллектива перед жителями Алчевска. Серьезную помощь оказал Алчевский меткомбинат, предоставив автобусы для перевозки жителей города. Откликнулись и местные перевозчики. Поэтому все маршруты были обеспечены транспортным сообщением», – заявил первый замгубернатора.
Однако, по мнению Эдуарда Лозовского, все предпринятые шаги – это ликвидация последствий, а не устранение причин. По-прежнему общественный транспорт в Алчевске не является самоокупаемым и нуждается в дотациях из-за несбалансированности маршрутной сети. «Над этим вопросом предстоит серьезно поработать руководству города, стараясь найти пути решения проблемы, которые бы удовлетворили и жителей Алчевска, и работников предприятия», – добавил он.
Один из вариантов, который может быть предложен на государственном уровне, – монетизация льгот, убежден Эдуард Лозовский. «Это было бы справедливо по отношению ко всем участникам отношений транспортных отношений и лишило бы местные органы власти возможности спекулировать на компенсации льготного проезда», – заверяет первый заместитель главы облгосадминистрации. Тогда, считает Эдуард Лозовский, на первый план вышли бы вопросы организации работы и эффективности управления коммунальными транспортными предприятиями.
«Думаю, наша страна придет к этому решению. Пока же собственникам таких предприятий нужно считаться с реалиями сегодняшнего дня, и более ответственно относиться к своим обязанностям по обеспечению их стабильной работы», – резюмировал первый замгубернатора.
|