Первый заместитель председателя облгосадминистрации Эдуард Лозовский провел совещание по проблемам работы предприятий электротранспорта, на котором, в частности, рассматривалось положение дел на КП «Алчевскпастранс».
«Этот вопрос сегодня актуален не только для Алчевска, кризисная ситуация сложилась на таких же предприятиях Луганска, Северодонецка, Лисичанска, Краснодона. Связана эта проблема с тем, что, с одной стороны, троллейбусный парк имеет большой процент износа основных фондов и очень высокую энергоемкость, а с дугой – именно на этот вид транспорта приходится наибольшее количество пассажиров льготных категорий, поэтому предприятия электротранспорта выживают только за счет дотаций», – отметил первый заместитель губернатора, открывая совещание.
На первый взгляд, логичным объяснением сложившегося положения является то, что государство не в полном объеме возмещает размер компенсации за перевозку льготников. На что собственно и упирают городские власти, видя в этом основную причину постоянных долгов по заработной плате и за электроэнергию.
Однако, по словам Эдуарда Лозовского, есть немало вопросов к расчетам по суммам компенсаций из госбюджета, которые подают горсоветы. «Простой пример: по Луганску расчетная цифра компенсаций – 31,5 млн. грн., а по Алчевску почему-то – 19,8 млн. грн., хотя количество населения здесь в несколько раз меньше, чем в областном центре. В Лисичанске эта сумма составляет всего 7,5 млн. грн. притом, что здесь проживает примерно такое же число жителей, как и в Алчевске», – продолжил первый заместитель председателя облгосадминистрации.
Кстати, как стало известно из доклада начальника управления инфраструктуры и туризма облгосадминистрации Максима Счастливого, «Алчевскпастранс» страдает не только от государственного недофинансирования, но и от местного, городского.
«Дотации на поддержку собственного коммунального предприятия городской совет не направлял. А по закону, в случае если установленный городской тариф не покрывает затрат, связанных с перевозкой пассажиров, потери перевозчика компенсируются уполномоченным органом, который этот тариф утверждал, за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, между горсоветом и «Алчевскпастрансом» не заключен договор, наличие которого является обязательным, где были бы зафиксированы размеры дотаций и тариф на перевозку пассажиров», – констатировал Максим Счастливый.
Что же касается ситуации с долгами по заработной плате, то они пока продолжают расти и достигли уже порядка 1,5 млн. грн., а эффективных мер по решению этого вопроса специальная депутатская группа горсовета, занимавшаяся ситуацией на предприятии, не предложила.
В то же время транспортный эксперимент, который по инициативе городских властей проводился в июле, косвенно подтвердил, что дело не только в дотациях и компенсациях, но и в самих подходах к формированию оптимального маршрута следования для электротранспорта. Так, корректировка движения троллейбусов и сокращение на этих же маршрутах количества маршрутных такси позволили в 2,5 раза увеличить доходы коммунального предприятия.
«Они же у вас не за счет льготников выросли. Следовательно, выход нудно искать в реформировании самой транспортной сети», – подчеркнул Эдуард Лозовский.
Помогать Алчевску искать оптимальный путь выхода из той тупиковой ситуации, в которой оказался городской электротранспорт, будут на областном уровне. Первый заместитель губернатора поручил управлению инфраструктуры и туризма облгосадминистрации создать рабочую группу, в которую войдут представители Ассоциации перевозчиков Луганской области, трудового коллектива «Алчевскпастранса», алчевского депутатского корпуса, профсоюзов, а также руководители крупнейших частных предприятий перевозчиков города. Группе предстоит в кратчайшие сроки разработать проект реформирования транспортной сети Алчевска, который бы решал три основных вопроса: погашение долгов по заработной плате, защита интересов трудового коллектива предприятия и обеспечение качества и безопасности пассажирских перевозок.
«У нас практически все предприятия электротранспорта находятся на дотации местных советов. И так получается, что часто возникает дилемма не столько социального, сколько морального плана: или мы ремонтируем крышу в детском саду, или финансируем троллейбусное управление, как это, например, было в Алчевске. Пора осознать, что проблема эта экономического характера, поэтому и выход из нее должен быть экономический, а не административный. И это, еще раз напоминаю, касается всех крупных городов области», – акцентировал Эдуард Лозовский.
Так что задача рабочей группы – выйти на результат, который позволит решить острейшую проблему в Алчевске с тем, чтобы наработанный опыт потом применить на других предприятиях горэлектротранспорта региона.
|