28 января 2014 года в рамках мероприятий, направленных на внедрение инклюзивного обучения в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях города, на базе Кировской ООШ №2 состоялось совещание, посвященное вопросам организации работы педагогических коллективов школ и детских садов с детьми, требующими инклюзивного обучения, и их родителями.
В совещании принял участие заместитель городского головы Вадим Агеев. В частности, открывая совещание, он отметил, что деятельность по защите прав ребенка Президент Украины Виктор Янукович определил общегосударственным приоритетом.
«За последние годы Главой государства подписаны десятки законов и указов по этому направлению. Новые акты регулируют не только размеры государственной помощи семьям с детьми, но и собственно процедуры защиты прав ребенка. Это новое качество политики, это серьезный шаг вперед. Указом Президента Украины №344 от 25 июня 2013 года «О Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года в качестве одной из основных задач определено расширение практики инклюзивного и интегрированного обучения в дошкольных, общеобразовательных и внешкольных учреждениях детей и молодежи, требующих коррекции физического или умственного развития. Приказом МОН №912 от 01.10.2010 г. утверждена Концепция развития инклюзивного образования», – подытожил заместитель городского головы.
В обсуждении вопроса приняли участие специалист отдела образования Татьяна Задорожняя, заведующая городской психолого-медико-педагогической консультацией Наталья Анохина, директор Центра социальной службы для семьи, детей и молодежи Надежда Заяц, директора и заместители директоров школ, заведующие дошкольными учебными заведениями, воспитатели-методисты, психологи.
Отмечено, что в общеобразовательных учебных заведениях города в 2013-2014 учебном году обучается 184 ребенка с особыми потребностями (так называемая стихийная инклюзия), из них 11 детей – индивидуально. По желанию родителей, согласно решению областной психолого-медико-педагогической консультации, дети с особенными потребностями могут обучаться в инклюзивных классах.
Участники совещания говорили о том, что в учебных заведениях города учатся дети, имеющие проблемы со здоровьем, но это не мешает им успешно учиться, достигать значительных творческих успехов. В соответствии с одним из направлений социальных инициатив Президента Украины «Кожній дитині – всебічний розвиток» такая проблема, как доступ детей 3-6 лет, рожденных с нарушением в развитии, к качественному дошкольному образованию решается в городе помимо социального патроната путем организации и работы в Центре внешкольной работы группы развития дошкольников «Дельфин», которую посещают порядка 15 детей. Образовательная программа в ней рассчитана на 1 год с целью реабилитации детей.
Участники мероприятия подчеркнули важность подготовки педагогов, участвующих в инклюзивном образовании, необходимость реализации отдельных методик, помогающих детям учиться рядом с теми, кто нуждается в каких-то изменениях для обучения и развития, подготовки родителей здоровых детей к этому.
На совещании были рассмотрены вопросы организации инклюзивного обучения в дошкольных и внешкольных учебных заведениях, обеспечения архитектурной доступности зданий и психологического сопровождения детей во время получения образовательных услуг. Подчеркивалось, что пребывание в одном классе со здоровыми ровесниками дает детям с проблемами возможность развивать соответственно их возрасту коммуникативные и социальные навыки, помогают им овладеть умениями, необходимыми для успешной самостоятельной жизни в обществе.
В завершение совещания Вадим Агеев поставил задачу продолжить развитие инклюзивного образования в городе, отметив, что нужно сделать все, чтобы дети с особыми образовательными потребностями учились в обычных, здоровых детских коллективах, «ведь чем большим вниманием будут окружены дети, которых обделила судьба, тем искреннее, добрее, честнее и милосерднее будет наше общество».
|